Рост ВВП будет лихорадочным

Поражение коронавирусом целых экономик еще впереди

Последствия борьбы с коронавирусом приведут не только к снижению темпов роста китайского ВВП до 5,6%, но и замедлению глобальной экономики, предупредили в Международном валютном фонде на заседании G20 в Эр-Рияде. Основным фактором снижения деловой активности за рамками Китая пока являются задержки поставок, а также ограничения на передвижение, однако рост числа случаев заражения в Италии вчера вызвал и резкое снижение стоимости нефти. Для российской экономики, по мнению экспертов ЦМАКП, негативные последствия заключаются в сокращении турпотока из КНР и ограничении экспортных поставок.

Фото: Thilo Schmuelgen, Reuters

Темпы роста ВВП Китая из-за последствий распространения коронавируса будут на 0,4 процентного пункта (п. п.) ниже, чем ожидалось еще в начале года, и составят 5,6%, глобальный прирост из-за этого также снизится на 0,1 п. п., с таким прогнозом выступила на заседании министров финансов и глав центробанков «большой двадцатки» глава МВФ Кристалина Георгиева. Напомним, в январе в фонде ожидали повышения темпов роста мирового ВВП с 2,9% в прошлом году до 3,3% в этом году. Однако теперь в МВФ рассматривают и сценарии более глобального распространения вируса — дополнительным риском стало увеличение числа заражений в Италии (в Милане, Венеции и еще ряде городов были введены аналогичные китайским меры по ограничению передвижения и отменены массовые мероприятия). На этих новостях нефть марки Brent в понедельник подешевела более чем на 5% — ниже уровня в $55 за баррель.

Для борьбы с падением деловой активности ЦБ Китая смягчил условия кредитования (в частности, на прошлой неделе были снижены базовые ставки: по однолетним кредитам для первоклассных заемщиков (LPR) на 10 базисных пунктов, до 4,05% с 4,15%, а по пятилетним — до 4,75% с 4,80%). В итоге объем заимствований в январе вырос на 12,1% год к году, до 3,22 трлн юаней, суммарный же объем финансирования оказался рекордным и составил 5,07 трлн юаней (10,7% год к году). Основной прирост произошел в первую очередь за счет возросшего размещения гособлигаций (плюс 591 млрд юаней год к году, до 761 млрд юаней). Для компаний, пострадавших от воздействия вируса, ЦБ страны также запустил предоставление льготных кредитов.

При этом только потери от ограничения туризма в стране, по оценке ING Bank, составляют $105–115 млрд.

В Capital Economics отмечают, что производство и строительство пострадали сильнее других секторов (это следует из данных по снижению энергопотребления), экспорт же из КНР в первом квартале может сократиться на 9%, а импорт — на 3%. В зоне евро композитный PMI в феврале вырос с 51,3 до 51,6 пункта, однако и здесь влияние коронавируса является большим риском, отмечают в ING Bank. Пока это связано в первую очередь с задержками поставок из Китая на фоне остановок фабрик, однако все идет к тому, что вирус становится глобальной проблемой, а уход от риска, вероятно, спровоцирует снижение доходностей гособлигаций США и ослабление валют в Азии, полагают в банке.

Для российской экономики, по оценке ЦМАКП, в сценарии, когда борьба с вирусом не превратится в кризис, суммарный негативный эффект на ВВП может составить 0,1–0,3 п. п., в основном за счет снижения экспорта (данный расчет предусматривает сокращение темпов роста глобальной экономики по сравнению с базовым прогнозом на 0,2 п. п. до 3%). В центре фиксируют, что интенсивность судозаходов в китайские порты снизилась на 20%, масштаб въезда китайских туристов в Россию упал вчетверо, продажа билетов российским туристам в Китай — на 40%. При этом, согласно прогнозу ЦМАКП, в первом полугодии замедлится снижение ключевой ставки ЦБ РФ — к июлю она снизится на 0,25 п. п. до 5,75%, а не 5,5%; среднегодовой курс доллара к рублю в этом году окажется на 1–1,5% выше, а реальный эффективный курс рубля примерно настолько же слабее, чем в базовом варианте прогноза (при отсутствии эпидемии). Альтернативный же сценарий — резонанса между шоками поставок по ранее устойчивым цепочкам кооперации и реализацией долговых рисков может привести к снижению цен на нефть до $47–50 за баррель и резкому замедлению темпов роста КНР (на пике спада до 2,3–2,6%), однако его реализация остается маловероятной, заключают в центре.

Татьяна Едовина

Коронавирус-2020 в Китае и мире

Последние данные о распространении и ущербе от заболевания — в хронике “Ъ”

Читать далее

Вся лента