«Петербург готов к появлению школы, отвечающей высоким британским стандартам образования»

Экспертное мнение

О том, насколько Петербургу необходимы частные школы, соответствующие британским стандартам образования, как организован процесс обучения полностью на английском языке, о важности внеклассной работы с учениками и открытости, а также о желании российских детей добиваться максимальных результатов в интервью корреспонденту BG Марии Кузнецовой рассказал академический директор British School Saint-Petersburg Леон Кларк.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

BUSINESS GUIDE: Почему было принято решение открыть Британскую школу в Петербурге?

ЛЕОН КЛАРК: В первую очередь это связано с тем, что Петербург является по-настоящему европейским городом, жители которого придают большое значение качественному образованию. Другим весомым аргументом в пользу Петербурга стало то, что это второй город после Москвы, где сосредоточено значительное число международных компаний, в которых работают сотрудники из разных уголков мира. Зачастую они живут здесь со своими семьями и хотят, чтобы их дети учились в учебных заведениях, соответствующих высоким международным стандартам. Именно поэтому у нас была уверенность в том, что Петербург готов к появлению школы, отвечающей высоким британским стандартам образования. И как оказалось, мы не ошиблись.

BG: А что подразумевается под этим словосочетанием — «британский стандарт образования»?

Л. К.: Прежде всего это зарекомендовавшая себя система обучения и построения учебного процесса. В British School все уроки приведены в соответствие с признанной во всем мире Национальной английской образовательной программой. Это означает, что любой из учащихся в случае переезда в другую страну и поступления в аналогичную школу сможет продолжить образовательный процесс именно с того момента, на котором он остановился. Кроме того, обучение в школе нацелено на последующее поступление выпускников в ведущие университеты мира. И, кстати, когда мы размышляем над тем, какие учебные заведения являются эталоном качественного образования, то сразу вспоминаются британские Оксфорд или Кембридж — это о многом говорит.

BG: Тогда расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как организован процесс обучения в вашей школе. В чем его отличие, скажем, от других частных языковых школ города?

Л. К.: В нашей школе все обучение проходит на английском языке. То есть можно считать, что традиционная британская школа просто переехала в Петербург. Поэтому сравнивать British School со школами с углубленным изучением английского будет неверно. Помимо уроков, в школе уделяется большое внимание занятиям музыкой, театром, физкультурой и искусством. Кстати говоря, русский язык у нас тоже есть и изучается как специализированный урок, начиная с дошкольной группы. Наряду с русским ученики могут заняться и французским языком. Мы поддерживаем мультиязычные способности учащихся. Также в нашей школе существует так называемая система факультетов, названных в честь известных деятелей науки и культуры, аналогичная той, что была в книжках о Гарри Поттере. Так, например, за хорошие результаты по итогам работы в классе или дома ученики получают баллы для факультета — это помогает развивать командный дух и конкуренцию.

BG: Как проходит отбор в школу? Обучение полностью платное или существует также и гранатовое финансирование для способных детей?

Л. К.: Обучение в нашей школе происходит на платной основе. Для поступления необходимо пройти ряд тестов — на логику и невербальные способы общения. Что касается особых финансовых условий для талантливых детей, то в случае если ребенок действительно обладает выдающимися знаниями или способностями, которые он сможет применить как в рамках школьных занятий, так и участвуя в каких-либо соревнованиях, то мы готовы в исключительных случаях оговаривать специальные условия по оплате обучения.

BG: Вы привлекаете к работе с детьми только иностранных преподавателей?

Л. К.: Совершенно верно. Все преподаватели British School являются носителями английского языка и имеют дипломы, полученные в Великобритании. Также учителя имеют русскоязычных ассистентов, которые помогают ученикам в коммуникации в случае, если их уровень английского пока недостаточно высокий.

BG: С какого возраста вы принимаете детей в школу? И сколько сейчас всего насчитывается классов?

Л. К.: Мы принимаем в школу детей от двух лет, то есть совсем с раннего возраста ребят начинают учить писать, читать и считать, помогают развивать навыки мышления. На сегодняшний день непосредственно школьные занятия осуществляются с первого по четвертый класс, и с каждым последующим годом их количество будет увеличиваться. Таким образом, поступая к нам, можно быть уверенным в том, что по мере взросления учащиеся дойдут и до старшей школы.

BG: А почему старшую школу не открыли сразу?

Л. К.: Это связано с тем, что нам необходимо подыскать подходящее по характеристикам здание, расположенное недалеко от уже существующего. В нем, в частности, должно быть предусмотрено размещение лабораторий, больших спортивных площадок для старшеклассников — и это совсем не простая задача. Однако мы планируем, что в течение трех-четырех лет такое здание будет найдено. К этому времени наши ученики как раз успеют подрасти. В течение этого срока мы также займемся установлением партнерских отношений с ведущими университетами Европы и мира.

BG: Сейчас большой акцент делается на внеклассную работу с учениками. Есть ли нечто подобное в вашей школе? Возможно, дети могут заниматься какими-то необычными для России видами спорта, характерными для Великобритании?

Л. К.: Внешкольные занятия являются важными элементами обучения. Говоря о необычных видах спорта, то здесь можно выделить занятия по крикету и нетболу, оборудование для которого мне пришлось привезти из Великобритании — в России такого не найти. Также большое внимание мы уделяем экскурсиям, тем более что школа расположена в одном из самых красивых городов мира — в Петербурге.

BG: Как происходит взаимодействие с родителями ваших учеников?

Л. К.: Мы придерживаемся мнения, что школа должна быть максимально открытой для родителей учащихся. Родители учеников могут по предварительной договоренности встретиться как с любым из преподавателей, так и непосредственно со мной. Кроме того, у них есть возможность посетить уроки в определенные дни и посмотреть, как проходит процесс обучения детей. Также они помогают нам во внешкольной деятельности, посещают концерты, внеклассные уроки и праздничные мероприятия.

BG: Что вы можете сказать об итогах прошедшего года? Был ли он успешным для школы?

Л. К.: Когда мы открывали British School в Петербурге, одной из целей было то, чтобы школа стала для учеников вторым домом. Я рад тому, что за прошедшие несколько месяцев с момента открытия мы стали одной большой семьей. Оглядываясь назад, я вспоминаю, что еще в августе здесь были лишь белые стены, а сейчас за такое короткое время дети, родители и учителя создали настолько удобное и в каком-то смысле домашнее пространство, что многие ученики просто не хотят покидать школу после окончания занятий. Кроме того, приятно видеть успехи учащихся и видеть улучшение их навыков. Также за это время состоялись спортивные соревнования между школами, где наши ученики выступили очень достойно.

BG: А какие цели стоят перед школой на ближайшие несколько лет?

Л. К.: Ранее я уже говорил, что мы планируем увеличить количество классов и заняться поиском здания для старшей школы. Помимо этого, мы хотим, чтобы British School стала лучшей среди всех школ города — как частных, так и общеобразовательных. В идеале — дойти до такого уровня, чтобы люди хотели переехать в Петербург, чтобы иметь возможность обучаться у нас.

BG: Ранее вы работали в частной школе в Москве, сейчас в Петербурге. То есть опыт работы в России у вас довольно большой. Что вы можете сказать о российских детях и об их стремлении к знаниям?

Л. К.: Я заметил, что у российских родителей очень высокий уровень ожиданий результатов от своих детей. Можно отметить, что дети воспитываются в строгости гораздо большей, чем, например, в Европе. Отсюда и желание ребят добиваться максимальных результатов в том, чем они занимаются,— будь то учеба или спорт, даже несмотря на неудачи. Они не хотят разочаровывать своих успешных родителей, и это логично. В этом я вижу свою основную задачу как директора: сделать так, чтобы после окончания British School родители гордились своими детьми.

Вся лента