Телемагазины напомнили о посылках

Служба доставки «Максипост» столкнулась с претензиями

Служба экспресс-доставки «Максипост» после появления нового акционера в лице «Совмортранса» столкнулась с резким ростом судебных претензий. Среди истцов — крупные телемагазины, производитель аудиотехники Harman и сеть постаматов PickPoint. Крупнейший иск на 275 млн руб. подал теле- и интернет-магазин Shopping Live. Ситуация могла стать следствием кассового разрыва, не исключают участники рынка онлайн-торговли.

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

С начала октября 2019 года к службе экспресс-доставки «Максипост» подано 12 исков (за 2018 год и первое полугодие 2019 года исков со стороны коммерческих структур не было), следует из картотеки арбитражных судов. В частности, в конце декабря ООО «Директ Трейд» (теле- и интернет-магазин Shopping Live) подало иск к «Максипосту» о взыскании 274,7 млн руб. Иск принят, возбуждено производство по делу, следует из судебной картотеки, однако претензии Shopping Live к службе доставки не раскрываются. Представители телемагазина не ответили на запрос “Ъ”.

288 миллионов рублей

составила общая сумма финансовых претензий в исках к «МаксиПост» за декабрь 2019 года

Кроме того, 13 декабря Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск интернет-магазина myToys.ru к «Максипосту» на 36,5 млн руб. Ранее претензии на 10,3 млн и 2,1 млн руб. соответственно предъявили ООО «Маркет-ТВ» (управляет телемагазином Shop & Show) и ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» (управляет сетью постаматов PickPoint).

Президент MXP, головной структуры «Максипоста», Денис Иванников заявил “Ъ”, что на данный момент для компании «все исковые заявления являются понятными и прогнозируемыми». По его словам, «Максипост» находится в диалоге с истцами и рассматривает урегулирование споров «в рамках базового производства». «Мы уверены, что все без исключения вопросы будут урегулированы до конца 2020 года»,— сообщил господин Иванников.

У «Максипоста» недавно появился новый акционер. Как сообщал “Ъ” 22 октября, 10% в MXP приобрела логистическая компания «Совмортранс». Последняя планировала довести долю до 100% в течение года и объединить с MXP свои активы. Весь бизнес MXP Денис Иванников при этом оценивал в $100–150 млн. В структуру группы входят также сервисы «Шустрый заяц», «Картанадом», китайская логистическая платформа Guangzhou Hanxuan International Freight Forwarding Co. и другие.

Российский рынок экспресс-доставки переживает активный рост. Его объем по итогам 2018 года составил 72 млрд руб., в 2019–2021 годах ожидается рост на 12–15%, оценивала ранее исследовательская компания NeoAnalytics. Доля крупных российских операторов составляла около 60%, подсчитывали исследователи, отмечая рост доли отечественных компаний за последние годы. Лидерами среди последних аналитики называли DPD, EMS «Почту России» и Pony Express.

Претензии к «Максипосту» не связаны со сделкой с «Совмортрансом», так как ее структура «существенно шире и предполагает трансформацию всей группы, где "Максипост" является всего лишь одним из активов», отметил Денис Иванников. С этим согласны и опрошенные “Ъ” эксперты. По мнению одного из собеседников на рынке электронной коммерции, проблема в другом. «Люди, которые покупают не на иностранных площадках, предпочитают оплачивать заказы на месте курьеру, то есть наложенным платежом. И в этом корень проблемы. То есть, условно говоря, "Максипост" берет отправление, получает деньги за товар, а деньги за отправление теле- или интернет-магазину передает позднее»,— поясняет собеседник. Подобные моменты регулируются договором, уточняет он, доставщик может перечислять деньги один раз в месяц, один раз в неделю или в другие оговоренные сроки. «В случае с "Максипостом" могла произойти задержка перечислений средств: у кого-то больше, у кого-то меньше. Вероятная причина проблем — кассовый разрыв: потрачено было больше, чем есть возможности заплатить клиентам»,— не исключает источник.

Аналогичная история несколько лет назад случилась со службой IM-Logistics, у которой в какой-то момент скопилось судебных исков почти на 1 млрд руб., напоминает собеседник “Ъ”. Ее бренд при этом остался на рынке, перейдя под контроль новых акционеров.

Дмитрий Шестоперов

Вся лента