Что объединяет россиян

Двадцать лет тезису о российской нации

Существует ли в России нация и национальное государство? Смогли ли россияне после распада СССР объединиться на основе каких-то ценностей и если да, то каких? Ответ на этот вопрос, заданный 20 лет назад кандидатом в президенты Владимиром Путиным, дает свежий опрос общественного мнения, проведенный ВЦИОМом.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

54% россиян считают, что народного единства в стране нет. Доля придерживающихся такой точки зрения с 2017 года увеличилась на 14 процентных пунктов. Большинство опрошенных считают, что в обществе существуют критические социальные противоречия, которые препятствуют этому: между богатыми и бедными (76% опрошенных), между руководящими работниками и простыми служащими (61%), между предпринимателями и наемными работниками (57%).

44%, по данным ВЦИОМа, считают, что существует противоречие между русскими и людьми других национальностей. Если же посмотреть данные «Левада-центра» (июль 2018 года), то 67% резко отрицательно относятся к трудовой миграции, и доля ее сторонников сократилась по сравнению с 2016 годом на 9%. Еще данные: 56%, определил «Левада-центр» (май 2019 года), отрицательно относятся к представителямЛГБТ-сообщества. Крайне недоброжелательно россияне относятся к соседству с выходцами с Кавказа и из Средней Азии, к выходцам из Китая, Вьетнама и стран Африки, а также к соседству с гомосексуальными парами.

Директор Института проблем национальной политики и межнациональных отношений Валерий Энгель

Фото: РИА Новости

Иными словами, судя по опросам, российское общество находится в зоне повышенных рисков, связанных как с левой, так и с правой радикальной опасностью.О каких же общих ценностях можно здесь говорить?

20 лет назад, в конце 1999 года, опубликована программная статья кандидата в президенты России Владимира Путина «Россия на рубеже тысячелетий», в которой впервые в постсоветской истории российский политический лидер официально употребил термин «российская нация» и изложил принципы «российской идеи», на основе которойи должно было происходить возрождение страны. За 20 лет перечень базовых российских ценностей был незначительноподкорректирован.

В ст. 11 «Стратегиигосударственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной указом президента Путина 6 декабря 2018 года, сказано, что в России сформировалась «духовная общность различных народов», «приверженных единым принципам иценностям, таким как патриотизм, служение Отечеству, семья, созидательный труд, гуманизм, социальная справедливость, взаимопомощь и коллективизм».

Почемужене удалось за 20 лет создать российскую нациюна базе вышеназванных базовых ценностей? Думается, причин несколько. Прежде всего это ошибки в определении базовых российских ценностей. Вряд ли кто-то сомневается, что такие ценности, как патриотизм, служение Отечеству, семья, созидательный труд, гуманизм и взаимопомощь, выделенные в упомянутом указе, нехарактерны и для западного социума.Это общечеловеческие ценности! Тогда какие ценности характерны именно для российского общества? Из исследования, проведенного группой «Циркон»,следует, что таковыми выступают консервативные ценности:

— традиционализм, то есть определяющее значение религиозного мировоззрения для различных сфер жизни общества. Большинство российских граждан нерелигиозны, и этот фактор не находится у них в приоритете, но религиозныеморальные ценности (отношение к семье, к власти, к воспитанию детей и пр.) оказывают влияние на 57% опрошенных;

—коллективизм, то есть приоритет коллективистских начал над индивидуалистическими. Отсюда, как следует из опроса, личные свободы граждан не относятся к превалирующим российским ценностям, как на Западе, в отличие от общинных, коллективных интересов и интересов государства, прежде всего армии, которой доверяет 64% населения, и т. д.;

— консерватизм, то есть приоритет постоянства и стабильности над новизной и переменами. Об этом говорит мнение 62% опрошенных о необходимости стабильности и осторожного подхода к реформам, несмотря на объективно назревшую необходимость перемен. Отсюда же резко негативное отношение к ЛГБТ (85% осуждают гомосексуальные браки) и т. д.;

— патернализм, то есть система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле государством граждан. При патернализме государство (власть) не может быть инструментом в руках общества, призванным создавать нужные обществу законы и устанавливать справедливые налоги. Государство — старший партнер, на котором лежит огромная ответственность за благосостояние граждан, оно обязано обеспечить им достойное существование, в том числе занятость. Отсюда скептический взгляд на рынок и позитивное отношение к государственному регулированию экономики. Отсюда низкая популярность таких ценностей, как свобода, демократия, личный успех, хорошее образование и т. д., которые разделяют лишь 14% респондентов. Граждане возлагаютна власть, а не на себя ответственность за свое благосостояние.

Поэтому низкий уровень доверия к таким институтам, как правительство (согласно опросу «Циркона», ему доверяют лишь 28% респондентов), правоохранительные органы (31%), суды (29%) и Государственная дума (22%),— серьезный сигнал: значит, кредит доверия к ним в целом невелик. Авторитет власти общественных институтов поддерживают только армия (64%), президент (54%) и Русская православная церковь (50%).

Исчерпание кредита доверия к власти, общественным и государственным институтам в России— вещь опасная;

— справедливость, в том числе справедливость социальная. Приоритет этой ценности вытекает в том числе из патернализма и коллективизма. Именно эта ценность заставляет 76% граждан считать, что в стране существует конфликт между богатыми и бедными.

Таким образом, консервативная идеология — это то основное, что может сегодня объединить страну и завершить процесс создания российской нации и российского национального государства.

Я бы добавил сюда еще державность, то есть стремление большинства россиян к утверждению роли своей страны как великой и единой державы. Об этом свидетельствует, например, опрос «Левада-центра» от декабря 2017 года.

Безусловной российской ценностью нужно считать патриотизм, но это понятие требует идеологического наполнения. Все политические силы в России— либералы,национал-патриоты, коммунисты, государственники — непременно называют себя патриотами, а вкладывают в это слово самые разные значения.

Третья причина неудач в национальном строительстве следует из первых двух: проблема имплементации ценностей в российскую политику. Сегодня этот фактор никак или почти никак не влияет на повестку дня.

Таким образом, национальное единство, судьба российской нации и даже судьба всей евразийской цивилизации зависит сегодня от того ценностного выбора, который должна сделать Россия, и от того, насколько успешной будет имплементация этих ценностей в политику страны.

По аналогии с концом XIX века, когда в качестве жизненных приоритетов россиян были определены самодержавие, православие и народность, сегодня я бы выделил в качестве базовых следующие общественные ориентиры: консерватизм, патриотизм, державность. Хотим мы или нет, они наиболее точно отражают состояние современного российского общественного сознания.

Валерий Энгель, кандидат исторических наук, директор Института проблем национальной политики и межнациональных отношений (Москва), старший научный сотрудник Центра анализа правого радикализма (Лондон)

Вся лента