Канаты свяжут «Речной вокзал» со «Сходненской»

Окупится ли строительство второй канатной дороги в Москве

Вторая канатная дорога в Москве появится к 2023 году. Она пройдет над Химкинским водохранилищем, соединив станции метро «Речной вокзал» и «Сходненская». По заверениям властей, в отличие от пути «Лужники»—Воробьевы горы, эта дорога в первую очередь должна решить транспортную проблему. При этом стоимость проезда будет соизмерима с поездкой в метро. Какой станет вторая канатная дорога в столице? Выяснял Александр Рассохин.

Фото: Сергей Воронин, Коммерсантъ

Канатную дорогу на Воробьевых горах строили специально к чемпионату мира по футболу. Не получилось — объект сдали только через четыре месяца после финала. Чтобы прокатиться в кабинке над Москвой-рекой, окинув взглядом «Лужники», Хамовники, виднеющиеся вдалеке центр «Москва-Сити» и купол Храма Христа Спасителя, нужно заплатить минимум 400 руб. Поэтому «канатка» — это больше туристическое удовольствие.

Другое дело — дорога между «Речным вокзалом» и «Сходненской» над Химкинским водохранилищем. Через четыре года, как ожидается, можно будет за считанные минуты доехать из Левобережного района до Северного и Южного Тушино. При этом заплатить нужно будет столько же, сколько и за проезд в метро, говорит директор Городского агентства управления инвестициями Леонид Кострома: «Чтобы добраться из точки А в точку Б либо наземным городским транспортом, либо на метро в среднем пассажир тратит порядка 45 мин. По проектным расчетам, путь на канатной дороге будет занимать порядка 7 мин. — это существенное сокращение времени. Мы рассчитываем, что данная канатная дорога будет востребована с точки зрения пассажиропотока, и, безусловно, какую-то туристическую рекреационную функцию она также будет выполнять. Тут достаточно живописные виды — Химкинское водохранилище, “Речной вокзал”».

Новая канатная дорога будет по протяженности практически в три раза длиннее той, что у «Лужников». Различий у проектов много: над Химкинским водохранилищем будут ходить более массивные и комфортабельные кабинки, каждая оборудована кондиционером, системой отопления и рассчитана на 10 человек. Да и курсировать над водой они будут значительно выше, чем в районе Воробьевых гор. Всему виной четырехпалубные суда, которые ходят через Химкинское водохранилище, пояснил Николай Диваков, руководитель компании «Московские спортивные технологии», которая и будет строить объект: «Также нам придется делать высокие опоры, чтобы пройти над территориями за жестким градостроительным регулированием — это территории культурного наследия, памятников и особо охраняемых природных зон. В основном вся канатная дорога пройдет в границах, отведенных под УДС в существующей системе. Мы не будем приближаться к домам, чтобы не нарушать покой жителей.

Безопасность обеспечена на 100%. Будет применена новая технология — дополнительные два троса, которые будут стабилизировать ветровые нагрузки».

На строительство потребуется более 3 млрд рубл. Деньги инвестирует консорциум «Московские канатные дороги». Именно он и будет в дальнейшем обслуживать объект, получая выручку от поездок. Для этого власти заключили с консорциумом соглашение концессии на 25 лет. Но сможет ли организация отбить затраты? Работать в убыток она бы не согласилась, подчеркивает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Однако и рекордной выручки ждать не стоит, ведь цена проезда равна поездке в метро. Если дела у консорциума пойдут плохо, московский бюджет компенсирует недополученный доход, не сомневается Михаил Блинкин: «Риски в конечном итоге будут поделены между инвестором и бюджетом Москвы. Я на 100% уверен, что, если проект будет осуществлен так, что это не понравится москвичам, то столица выручит, так как в транспортном бюджете города это совсем не великие деньги. В нашем законодательстве есть понятие минимального гарантированного дохода. Все, что я недополучу в кассе, мне заплатит правительство Москвы, например. Никто не будет рисковать деньгами».

Как канатная дорога соединила два берега Москвы-реки

Смотреть

С тем, что канатная дорога над Химкинским водохранилищем будет востребована, соглашаются все специалисты отрасли. При этом в правительстве Москвы намекнули, что таких объектов может стать гораздо больше. По крайней мере, столичные власти обсуждают проекты еще нескольких канатных дорог. Но где именно они могут появиться, мэрия держит в тайне.

В самом консорциуме «Московские канатные дороги» “Ъ FM” заверили, что разработанная бизнес-модель их устраивает и позволит заработать на проекте. Однако какую именно прибыль они ожидают, не сообщили.

Вся лента