Мусор в долг

Как в 2019 году проходила «мусорная» реформа в Сибири

По данным Минприроды РФ, проблемы с вывозом мусора и собираемостью платежей наблюдаются в ряде регионов, среди них Новосибирская и Томская области, Алтайский и Красноярский края, республики Алтай и Тува. Уровень неплатежей по новой коммунальной услуге по стране составляет около 70%, а тарифы существенно отличаются даже в пределах одного региона. Власти пытаются не допустить мусорного коллапса, но эксперты считают, что по-настоящему эффективных решений у них нет.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

В ноябре министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин направил на имя глав и губернаторов субъектов РФ предупреждения с требованием принять меры и не допустить мусорного коллапса. Особое внимание необходимо уделить регионам, где фиксируются случаи некачественной работы региональных операторов, — это Алтайский и Красноярский края, Вологодская, Курская, Магаданская, Новгородская, Новосибирская, Томская, Челябинская области, Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Тува, Кабардино-Балкария.

«Мониторинг ситуации с реализацией реформы в области обращения с ТКО показал, что в ряде субъектов РФ возникла критическая ситуация: зафиксирован существенный риск прекращения оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям в связи с проблемами в работе региональных операторов и риском их банкротства. Опасение вызывает и проблема неплатежей за вывоз ТКО со стороны юридических лиц. Уровень неплатежей — порядка 70%»,— сообщила пресс-служба Минприроды РФ 10 декабря.

Чтобы стабилизировать деятельность регоператоров, министерство рекомендует оценить размер нормативов накопления ТКО и принять необходимые меры по их приведению к фактическим значениям; рассмотреть возможность компенсации выпадающих доходов регоператоров, а также оказать содействие в выявлении скрытых потребителей и доначислении им платы за обращение с отходами.

Грязь большого города

В России идет «мусорная» реформа, которая принципиально изменит систему обращения с отходами. Что предлагают одни, чего боятся другие — в спецпроекте “Ъ”.

Смотреть

Также Минприроды подготовило изменения в законодательство, позволяющие оплачивать вывоз мусора по фактическому накоплению, а не по установленным нормативам. Ведомство планирует внести их на рассмотрение в правительство до конца года.

Не по тарифам

Расчеты нормативов и тарифов, а также способы организации уборки мусора в разных регионах существенно отличаются друг от друга. Например, территориальная схема обращения с отходами делит Кемеровскую область на две зоны — север (23 округа, включая Кемерово) и юг (11 городов и районов). Оператором северной зоны является компания «Чистый город Кемерово», с 3 декабря 2019 года тариф на обращение с ТКО составляет 59,34 руб. с человека. Южная зона обслуживается оператором «Экотек», тариф здесь выше — 86,11 руб. с человека, разница в тарифах объясняется разными способами утилизации мусора. Недавно компания «Чистый город Кемерово» была оштрафована на 125 тыс. руб. за несвоевременный вывоз мусора в Мариинске. Собираемость платежей за коммунальную услугу по обращению с ТКО в регионе составила более 70%.

Алтайский край изначально был поделен на семь технологических зон, которые обслуживают пять операторов. Стоимость их услуг варьируется от 33 до 106 руб. с человека. Собираемость платы за вывоз мусора в краевом министерстве строительства и ЖКХ оценивали примерно в 73%. В ноябре в городе Бийске был введен режим чрезвычайной ситуации из-за скопления мусора. Причиной этого стал конфликт регоператора с мусорным полигоном. После вмешательства властей ситуация была разрешена.

В Томской области, которая поделена на восемь технологических зон, мусорная реформа началась с коллапса и последовавшей за ним серии увольнений чиновников.

В июле 2019 года к работе приступил новый региональный оператор — МУП «Спецавтохозяйство». Ранее занимавшиеся вывозом мусора компании забрали с контейнерных площадок свои емкости для сбора и накопления мусора, а регоператор на тот момент не имел собственного контейнерного парка. Томск засыпали кучи отходов. В отставку были отправлены начальник областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Роман Мазур и руководитель «Спецавтохозяйства» Алексей Скулкин, главы районов и руководители департаментов получили выговоры. В Томской области одни из самых высоких тарифов на вывоз ТКО по Сибири, в некоторых районах они доходят до 205,4 руб. с человека (в благоустроенных частных домах — до 248,3 руб.). Собираемость платежей в трех проблемных районах области и в городе Кедровом в середине ноября достигала всего 35%. В других районах собираемость средств за коммунальную услугу составляет около 50–60%, а в городе Стрежевом доходит до 95%.

В Красноярском крае изначально выделили 19 технологических зон, позднее схему обращения с отходами укрупнили, сократив их число до 14. Но пока нововведения действуют не на всей территории края. Тарифы за вывоз мусора варьируются от 63 до 199 руб. с человека в зависимости от района и оператора. Собираемость платежей за вывоз мусора в регионе выросла до 68% при 15–17% в первый месяц действия реформы.

В Омской области до 1 августа тариф на вывоз ТКО достигал 130 руб., после вмешательства в ситуацию президента страны плата была снижена до 81–93 руб. Единый региональный оператор — компания «Магнит» — подал в суд на Региональную энергетическую компанию (РЭК) за снижение тарифа. РЭК, в свою очередь, судится за тариф с ФАС в московском арбитраже. Собираемость платежей за обращение с отходами в Омске в сентябре достигала 80%, в Омской области — немногим более 50%.

В Хакасии, которую обслуживает один региональный оператор «Аэросити-2000», тарифы установлены для пяти технологических зон и варьируются от 55,82 руб. в Абакане и Черногорске до 138,85 руб. в Ширинском, Боградском и Орджоникидзевском районах республики. Собираемость платежей за коммунальную услугу также неоднородна. Например, в начале декабря специалисты «Аэросити-2000» сообщали, что в рабочем поселке Аскиз этот показатель составляет 26%, а в целом по Аскизскому району Хакасии оплачены лишь 10% от объема выставленных счетов.

Мусорный атлас

Конфликты из-за обращения с отходами от Сочи до Владивостока — в спецпроекте “Ъ”.

Смотреть

Как рассказали в пресс-службе регионального оператора ООО «Экология-Новосибирск», в регионе существует тенденция к увеличению собираемости платежей за услугу по обращению с ТКО. Так, за февраль 2019 года собираемость по Новосибирской области составила всего 24%, а в октябре достигла 90%. «Общий процент собираемости за период с января по октябрь по состоянию на 26 ноября 2019 года составляет 73% (физические лица — 71,2 %, юридические лица — 81%)»,— прокомментировал представитель оператора.

На конец ноября оператор направил 1440 претензий неплательщикам (юридическим и физическим лицам, ТСЖ и УК) на общую сумму более 439 млн руб. По данным претензиям поступило 420 млн руб. В отношении УК и ТСЖ подготовлены и направлены в суд 57 исковых заявлений на общую сумму 68,3 млн руб. В отношении физических лиц направлено в суд 16 исковых заявлений на общую сумму 339,8 тыс. руб. Кроме того, направлено 1796 заявлений о выдаче судебных приказов на сумму более 6 млн руб., рассказали в ООО «Экология-Новосибирск».

По поручению правительства Новосибирской области стартовал процесс по выявлению юридических лиц, которые уклоняются от заключения договора с региональным оператором. «Работа с организациями, не заключившими договоры, начинается с инспекционных выездов, в ходе которых специалисты регионального оператора вручают уведомления о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. На сегодняшний день 658 юридических лиц уже получили подобные уведомления»,— сообщил оператор.

Дошли до предела

Расчет регоператоров с подрядчиками по вывозу мусора — еще один проблемный вопрос новой системы вывоза. В Новосибирской области перевозчики мусора уже начали покидать рынок из-за неоплаты оператором их работы. Директор ООО «ТБО» Кирилл Ритерман рассказал „Ъ“, что с января по март регоператор оплатил 100% суммы за оказанные услуги, начиная с апреля по август — 60% от объема оказанных услуг, c августа по декабрь оплачено не более 10%, и задолженность постоянно увеличивается.

«Решение принято. В части вывоза ТКО мы уходим с рынка, перспектив в дальнейшей работе на предлагаемых условиях, к сожалению, мы не видим,— прокомментировал господин Ритерман.— Но наша компания также активно развивала проект по раздельному сбору отходов. Установлено более 1600 баков для раздельного сбора. За него регоператор рассчитывается еще хуже. Если найти транспорт и баки для замены нас как операторов по обслуживанию одного района — задача сложная, но выполнимая, то провести в короткие сроки полноценную замену системы раздельного сбора, которую мы внедряли и реализовывали пять лет, — задача не выполнимая. Но и мы работать бесплатно, к сожалению, уже больше не имеем возможности. И как решать этот вопрос, мы пока не понимаем».

Ранее представитель компаний «Эко-лайн» и «Ла-транс» Владимир Булычев сообщил, что с 1 января 2020 года они не будут заниматься вывозом мусора.

«Регоператор заплатил мне за август 8% от выставленной суммы, за сентябрь — ноль, за октябрь — 8%, за ноябрь — 1 млн руб. С апреля по июль выплаты составили по 60% за каждый месяц,— прокомментировал ситуацию господин Булычев, оценив задолженность регоператора перед его компаниями в 300 млн. руб.— Мы уже выставили на продажу всю технику для вывоза мусора — около 20 единиц. Нужно распродать все, рассчитаться с людьми — и все. Работать в таких условиях невозможно. Это не рынок».

Как рассказал заместитель комитета по тарифам и ЖКХ законодательного собрания Новосибирской области Вадим Агеенко, долги перед перевозчиками региональный оператор объясняет неисполнением их обязательств по вывозу мусора. «Основным критерием вывоза или не вывоза мусора перевозчиками стала для регоператора система ГЛОНАСС, несмотря на то, что есть акты выполненных работ и нигде не сказано, что не отображение мусоровоза в системе ГЛОНАСС на какой-нибудь контейнерной площадке является нарушением условий договора. Нет такого требования и в федеральном законодательстве. Но это не помешало оператору выставить штраф каждому перевозчику в размере годовой цены его договора. Для двух компаний (ООО „Эко-лайн“ и ООО „Эколайн“) штрафы составляют соответственно 91,7 млн руб. (при заявленных долгах регоператора 29,6 млн руб.) и 318,4 млн руб. (при заявленных долгах регоператора 111,7 млн руб.)»,— прокомментировал депутат.

Вместе с тем крупнейший перевозчик ТКО в Новосибирской области на 2020 год уже определен: по результатам тендера наименьшую цену за лот (982,4 млн руб. при начальной стоимости торгов в 1,3 млрд руб.) предложила санкт-петербургская компания «Айсберг». Электронный аукцион состоялся 27 ноября. В лот были включены территории четырех районов Новосибирска, десяти районов области и города Оби. Заявки поступили от двух участников — ООО «Айсберг» и МУП города Новосибирска «Спецавтохозяйство».

Условия конкурса попыталась оспорить компания «Ла-транс», указав на чрезмерное укрупнение лота, однако 2 декабря ФАС России признала жалобу необоснованной.

Слабая подготовка

Ситуация Новосибирской области не уникальна. С проблемой реализации мусорной реформы сегодня сталкиваются и другие регионы. Реформа была слабо подготовлена и что-то пошло не так, как планировалось. «Решения, как выйти из создавшейся ситуации, у властей сегодня нет»,— говорит управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков.

«В целом по стране 30 регоператоров из 220 были признаны банкротами или близки к этому. В 16 регионах России существует риск, что вывоз ТБО будет прекращен,— подводит итог первый вице президент „Опоры России“ Павел Сигал.— Главные проблемы реформы, выявленные за год, — это несовершенство нормативной базы, противостояние хозяйствующих субъектов, работающих в сфере обращения с отходами, негативное отношение населения к новой системе, особенно на сельских территориях, где раньше вывоза мусора вообще не было, и нехватка в городах и селах контейнерных площадок. Их должны создавать муниципальные власти или управляющие компании вместе с собственниками жилья, но денег на такие расходы в местных бюджетах нет или их недостаточно».

Запущенная с начала 2019 года мусорная реформа должна была ликвидировать свалки и сделать обращение с отходами юридически прозрачным, предполагалось также, что в каждом регионе страны появится свой оператор, который возьмет на себя вывоз мусора и его безопасную утилизацию. Региональные власти, в свою очередь, должны были утвердить новые тарифы: ранее глава Минприроды Дмитрий Кобылкин отмечал, что рост стоимости вывоза мусора не превысит 5%. По факту и региональные власти, и операторы, и население оказались не готовы к реформе, тарифы за вывоз мусора повысились на порядки, ситуация с утилизацией ТБО существенно не поменялась, а в ряде регионов только усугубилась.

Маргарита Решетинская

Мусор на продажу

Рынок сбора и переработки отходов в России продолжает формироваться. Вторсырье используют при изготовлении различной продукции, но пока не очень активно. К примеру, в Новосибирской области повторно используются лишь 5% ТКО. Чтобы поддержать спрос на продукцию, произведенную из вторсырья, нужно использовать возможности муниципального и государственного заказа, считают эксперты. С другой стороны, вторичных ресурсов, например ПЭТ, не хватает, и их вынуждены закупать за границей.

Читать далее

Вся лента