Чемоданные нестроения

На багаж в Шереметьево не хватает грузчиков

Как выяснил “Ъ”, многочасовые задержки в выдаче багажа в аэропорту Шереметьево связаны с нехваткой грузчиков в дочерней структуре «Шереметьево Хендлинг». Она с конца прошлого года стала обрабатывать весь багаж, который до этого обслуживала структура «Аэрофлота». По мнению собеседников “Ъ”, в результате аэропорт оказался не готов к росту пассажиропотока со стартом высокого сезона. Шереметьево планирует набрать за месяц еще 250 грузчиков, но эксперты опасаются, что на это потребуется больше времени.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

АО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) накануне высокого летнего сезона объявил добор персонала в дочернюю структуру ООО «Шереметьево Хендлинг», которая занимается транспортировкой багажа по территории аэропорта. Для бесперебойной своевременной доставки багажа требуется дополнительно около 250 сотрудников, рассказали “Ъ” два источника в аэропортовой отрасли. В МАШ подтвердили информацию о потребности в новых сотрудниках. «Проблема в том, что существенно вырос объем перевозок и перевозимого багажа. На данный момент идет набор персонала, чтобы закрыть существующие пробелы в ресурсах и стабилизировать ситуацию»,— объяснили в МАШ.

В 2018 году хендлинг в аэропорту осуществляла дочерняя структура «Аэрофлота». В начале 2019 года функции переданы компании «Шереметьево Хендлинг», которая ранее не выполняла такого объема работ (около 80–90% пассажиропотока аэропорта). По словам собеседников “Ъ” в аэропортовой отрасли, передача обработки багажа началась с момента перевода рейсов «Аэрофлота» в терминал B, открывшийся в мае 2018 года. В «Аэрофлоте» отметили, что сегодня все операции, связанные с транспортировкой багажа в Шереметьево, выполняет «Шереметьево Хендлинг». От подробных комментариев в авиакомпании отказались.

Часовые задержки в выдаче багажа начались в конце мая. Пассажирам, прилетевшим из Шанхая, Мадрида и некоторых других зарубежных городов приходилось ожидать багаж до пяти часов. В МАШ 1 июня утверждали, что причиной задержек стал увеличившийся пассажиропоток.

Но источники “Ъ” в отрасли подчеркивают, что примерные параметры пассажиропотока в начале высокого сезона были понятны задолго до конца мая, когда дефицит персонала стал очевиден.

Собеседники “Ъ” отмечают, что нехватку сотрудников не удастся компенсировать за счет грузчиков из Домодедово и Внуково: эту категорию сотрудников набирают из близлежащих населенных пунктов. Так, основная часть сотрудников Шереметьево живет в Лобне, Долгопрудном или Химках.

В МАШ рассчитывают, что ситуацию удастся выправить к концу июня. Аэропорт организовал бесплатную раздачу воды и сэндвичей пассажирам, ожидающим выдачи багажа более 25 минут с момента поставки воздушного судна на стоянку. При ожидании более получаса пассажиры имеют право на бесплатную доставку багажа по указанному адресу. Также МАШ увеличил количество диспетчеров и супервайзеров в зонах выдачи багажа для бесперебойного информирования пассажиров.

МАШ остается крупнейшим в России аэропортом по пассажиропотоку. В 2018 году он обслужил 45,8 млн человек, что больше результата 2017 года на 14,3%. По итогам 2019 года планирует нарастить показатель до 51,9 млн человек.

Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко считает, что аэропорт допустил организационный провал в преддверии пикового сезона. Он отмечает, что грузчиков невозможно набрать в быстрые сроки, так как работодатель должен быть уверен в обеспечении сохранности груза. «Видимо, речь идет об ошибке руководства аэропорта»,— говорит эксперт. Проявившиеся проблемы в обработке багажа ударят по «Аэрофлоту»: часть наиболее осведомленных пассажиров выберет услуги других авиакомпаний. Особенно болезненно для перевозчика, что коллапс случился не в зимний период, а в начале пикового летнего сезона — период получения перевозчиком максимальной прибыли от деятельности.

Герман Костринский

Вся лента