Проверка на прочность

Как не попасть на неблагонадежного контрагента

Ведение бизнеса в России сродни прогулке по минному полю: зачастую не подозреваешь, какие угрозы скрыты от глаз партнеров. Роль взрывного устройства может исполнить целая россыпь факторов — как коммерческих, так и налоговых. Бывает, что от действий (или бездействия) контрагентов зависит существование компании, которая, как сапер из поговорки, может ошибиться только один раз. Свести риски к минимуму позволит комплексная проверка партнера, а помочь в этом могут такие сервисы, как «Контур.Фокус» — проверить контрагента, оценить его благонадежность и в случае проблем незамедлительно информировать компанию для принятия решения, адекватного ситуации.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Предприниматели могут поспорить с тем, что риск — благородное дело. Для них риск сопровождает бизнес постоянно в формате «24 на 7». Неплатежеспособность покупателей, ведущая к дефициту оборотных средств и кассовым разрывам. Возможные ошибочные выводы о собственном положении на рынке из-за отсутствия сведений о показателях конкурентов. Неисполнения обязательств «плохим» поставщиком.

Коммерческие риски сопровождаются налоговыми, особенно опасными в свете ужесточения налогового контроля в последние годы: практически 100% налоговых проверок приносят результат в виде доначислений и штрафов в бюджетную копилку. Реальные угрозы компаниям несут проблемные контрагенты: если деловой партнер окажется фирмой-однодневкой или не платит налоги, то по сделкам с таким «партнером» налоговики могут отказать в вычетах НДС. Или «снимут» расходы по налогу на прибыль, если сочтут, что занижена налоговая база. По сути, компания окажется в ответе за чужие грехи, и проблемы «партнера» станут ее проблемами. Такой подход закреплен Высшим Арбитражным судом еще в октябре 2006 года, когда судьи ввели понятия необоснованной налоговой выгоды и должной осмотрительности.

Чтобы минимизировать риски, компания обязана проверять благонадежность партнеров. При этом бизнес вынужден опираться на множество разъяснений Минфина и ФНС, выводы судов и рекомендации консультантов. Вот далеко не полный список необходимых действий по проверке надежности контрагента: запросить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), запросить копию свидетельства о постановке на налоговый учет, устав, справку из налоговой инспекции об уплате налогов, доверенности и другие документы, подтверждающие полномочия его представителей, проверить наличие судебных исков, поинтересоваться финансовой отчетностью (если получится). Убедиться, что потенциальный деловой партнер располагает необходимым персоналом и производственными мощностями для исполнения контракта. Обрести уверенность в том, что контрагент не управляется, как описывали классики, «зицпредседателем Фунтом».

Процесс проверки весьма трудоемкий, затратный, требующий специальных знаний и персонала. Очевидно, что в дальнейшем добытые сведения могут устареть, ситуация — измениться, а значит, однократной проверкой дело не ограничится. Если же у клиента, к примеру, появились финансовые трудности или он признан банкротом, отреагировать на это в нужный момент для бизнеса просто необходимо, поэтому за контрагентом придется «присматривать» постоянно.

Значительно снизить трудозатраты, попутно исключив человеческий фактор и возможные ошибки, которые могут дорого обойтись компании, позволяют специальные программы для проверки контрагентов, такие как «Контур.Фокус» от екатеринбургского «СКБ Контур», одного из первых в России разработчиков облачного софта. Все вышеперечисленные действия займут одну минуту вместо как минимум 40 минут на одного контрагента при ручном контроле.

С помощью API сервис встраивается в 1С или другую учетную систему (ERP, CRM, ABS, СЭД). Агрегируя информацию (бухгалтерская отчетность, картотека судебных процессов, товарные знаки, госконтракты, лицензии, санкционные списки и т. д.) из 32 официальных источников (ФНС, Росстат, ФССП, ФСРАР, Роспатент, арбитражные суды и др.), «Контур.Фокус» закрывает потребности специалистов в сфере безопасности, финансистов, юристов, сотрудников коммерческого блока компании. Это тот случай, когда технологии действительно развязывают руки персоналу для более сложных и творческих задач, избавляют от рутинных действий.

По итогам анализа отчетности сервис формирует экспресс-отчет с заключением о финансовом состоянии будущего контрагента, это существенно упрощает принятие решения о сотрудничестве с ним. В сервисе реализована система маркеров, позволяющая пользователю увидеть существенные изменения — например, началась процедура банкротства или ликвидации, предъявлен иск на крупную сумму, сменился собственник или руководитель. Маркеры работают по принципу светофора: «зеленый» — контрагент благонадежен, «желтый» — нужна дополнительная проверка в конкретной области, «красный» — контрагент уходит в стоп-лист. Для отслеживания рисков система предлагает более 80 готовых критериев, но компания может задать и собственные параметры.

Задача таких программ, как «Контур.Фокус»,— поддерживать честный и прозрачный бизнес, вести к оздоровлению рынка, помогая формировать благоприятную среду для развития экономики и укрепления хозяйственных связей между разными странами. Сейчас его функционал позволяет проверять компании не только в России, но и в Белоруссии, Казахстане и на Украине. В планах — дальнейшее расширение географии, что позволит ликвидировать информационные барьеры при международном сотрудничестве.

Евгений Фролов

Вся лента