Экскаваторам не хватает стабильности

На рынке ждут от продаж спецтехники большего

Продажи дорожно-строительной и спецтехники, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом квартале выросли на 13%. При этом результаты пока нестабильны и часть сегментов рынка проседает. Перехода к устойчивому росту в АЕБ ожидают уже в апреле—июне, когда традиционно запускаются крупные проекты по строительству, в том числе дорожному.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Рынок дорожно-строительной техники (ДСТ) и спецтехники в РФ в январе—марте вырос на 13%, до 2,5 тыс. штук, сообщила АЕБ (учитывает импорт и технику, произведенную на заводах зарубежных концернов в РФ, эти компании занимают 80% рынка ДСТ и спецтехники). При этом наблюдаемый в первом квартале рост очень неустойчивый, полагает глава профильного комитета АЕБ, гендиректор Volvo CE Russia Андрей Комов. «Если посмотреть детально на статистику продаж по отдельным типам машин, то, выражаясь медицинскими терминами, у рынка наблюдается “аритмия”»,— поясняет он.

Как меняется механизм льготного лизинга ДСТ и спецтехники

Смотреть

В первом квартале, по данным АЕБ, рост показали все сегменты ДСТ и спецтехники, кроме сочлененных самосвалов и самоходных грейдеров — их реализация упала на 11%, до 24 машин, и 4%, до 129 штук, соответственно. Так, продажи экскаваторов-погрузчиков увеличились на 13%, до 581 штуки, гусеничных экскаваторов — на 8%, до 831 штуки, колесных экскаваторов — на 24%, до 122 штук, самосвалов с жесткой рамой — на 11%, до 70 штук. На 19% выросла реализация погрузчиков с бортовым поворотом (до 249 штук) и колесных погрузчиков (до 261 штуки). Активнее всего в январе—марте 2019 года рос сегмент гусеничных тракторов — их продажи увеличились на 31%, до 230 штук.

Но у рынка есть все предпосылки для более устойчивого роста «после вступления, хотя и с некоторым запозданием, в активную фазу дорожно-строительного сезона», полагают в АЕБ.

«Мы очень надеемся, что этот недуг не проявится во втором квартале и мы увидим более стабильную картину»,— заключил Андрей Комов.

В 2017 году сегмент на фоне низкой базы предыдущего года рос на 49%, и в АЕБ замечали, что для восстановления до докризисного уровня нужно поднять продажи еще на 50%. В 2018 году продажи несколько превысили ожидания АЕБ (не называются), достигнув роста 31%, до 11,8 тыс. штук, (.pdf) и объем рынка составил 76% от уровня 2013 года.

Продажи отечественной дорожно-строительной техники в первом квартале, как сообщал “Ъ” 25 апреля, выросли на 26%, до 7,8 млрд руб. По данным «Росспецмаш-Стата» (собирает информацию от компаний, которые выпускают 80% объема производимой ДСТ в России), наибольший рост продаж в январе—марте в количественном выражении зафиксирован в сегменте экскаваторов-погрузчиков — на 87%, гусеничных бульдозеров — на 73%. Участники рынка ожидали его оживления на фоне реализации профильных нацпроектов, при этом отечественные машиностроители могут потерять долю рынка без господдержки лизинга.

Ольга Никитина

Вся лента