«Куда ни глянь — везде тупик»

Максим Юсин — о взаимоотношениях Москвы и Вашингтона

Дональд Трамп намерен встретиться с Владимиром Путиным на полях саммита G20. Об этом американский президент заявил журналистам. Саммит пройдет в конце июня в Японии. При этом в Кремле запрос на личную встречу Трампа и Путина пока не получали. 14 мая в Сочи прилетает госсекретарь США Майк Помпео. Сначала он встретится с Сергеем Лавровым, а затем с Владимиром Путиным. По словам Трампа, главный сигнал, который Помпео должен передать Москве, — еще никто так жестко не относился к России, как нынешняя американская администрация. Но Вашингтон в итоге должен поладить с Москвой, заключил президент США. По мнению обозревателя «Ъ» Максима Юсина, с визитом Помпео не стоит связывать большие надежды — на серьезные договоренности с Россией американская администрация не способна.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Накануне визита в Россию госсекретаря США Майка Помпео появилось немало публикаций и комментариев, авторы которых ждут от сочинских переговоров чуть ли не новой перезагрузки российско-американских отношений, большой (или хотя бы маленькой) сделки между Москвой и Вашингтоном, геополитических разменов. Условно говоря, Иран или Венесуэлу на Украину.

Хочу развеять эти иллюзии. Кого-то разочаровать, а кого-то, наоборот, обрадовать. Никакой сделки между Вашингтоном и Москвой не будет — ни большой, ни маленькой. По той простой причине, что с нынешней американской администрацией вообще невозможно заключать никакие сделки, никакие договоренности. Эта администрация, разрывающая одно международное соглашение за другим, не способна, к сожалению, ни держать слово, ни отвечать за свои слова. Администрация Дональда Трампа в области внешней политики стреножена, а в отношениях с Россией практически парализована. Она вынуждена считаться с Конгрессом, где в отношении Кремля давно и бесповоротно достигнут двухпартийный консенсус, со СМИ, с мнением экспертного сообщества, для которого все, что касается Москвы, — токсичная, опасная тема.

Неслучайно после каждой встречи с Владимиром Путиным (к счастью, их состоялось всего две) Дональд Трамп вынужден был под давлением своих оппонентов отыгрывать назад. И двусторонние отношения только ухудшались, вводились новые санкции, высылались дипломаты, закрывались генконсульства. И никаких сделок, ни больших, ни малых, которые мерещились политологам, не было и в помине.

Не будет и сейчас. К тому же собравшиеся в команде Трампа «ястребы» (и, в первую очередь, советник президента по национальной безопасности Джон Болтон и прилетевший в Сочи Помпео) вообще не настроены ни на какие сделки. У них иной стиль: максимальное давление, ультиматумы, угрозы санкций. И под этим прессингом, который, кстати, часто оказывается блефом, из оппонентов, а иногда и из союзников выбиваются те или иные уступки.

Но в нынешней ситуации трудно себе представить, на какие уступки, компромиссы (и в обмен на что) реально могла бы пойти Москва. Сдать Вашингтону Венесуэлу или Иран было бы недопустимой потерей лица. Не для того Владимир Путин в течение почти четырех лет в Сирии выстраивал себе образ человека, который не бросает в беде своих союзников и партнеров, чтобы сейчас в обмен на туманные обещания Майка Помпео или даже его шефа Дональда Трампа этот имидж перечеркнуть. Теоретически Кремль мог бы пойти на какой-либо геополитический размен с Вашингтоном (естественно, не афишируя его), если бы США согласились на серьезные уступки на украинском направлении — жизненно важном для Москвы, в отличие, к примеру, от той же Венесуэлы. Но это едва ли возможно. В украинский конфликт американцы втянулись слишком основательно, слишком глубоко в нем увязли.

Что бы ни думал об Украине в глубине души Дональд Трамп, американский политический класс не позволит ему пойти на серьезные уступки Москве в ущерб интересам Киева. А символические, половинчатые шаги и уклончивые обещания не устроят уже Путина.

В общем, куда ни глянь — везде тупик. Хорошо, конечно, что даже в такой ситуации российско-американский диалог продолжается. Но питать какие-то иллюзии, связывать с ним какие-то надежды не стоит. «Ледниковый период» в отношениях России и США наступил надолго. А что касается Майка Помпео, то растопить этот лед он одновременно и не может, и не хочет.

Вся лента