Интендантский час

Зальцбургский Пасхальный фестиваль в ожидании перемен

Завершившийся в Зальцбурге Пасхальный фестиваль ознаменовался не только премьерами, но и полемикой вокруг его будущего. Рассказывает Алексей Мокроусов.

Фото: OFS/Matthias Creutziger

Со времен Караяна концерты оставались жемчужиной Пасхального фестиваля. Не стал исключением и этот год, хотя отменили мировую премьеру сочинения Софии Губайдулиной «Der Zorn Gottes» («Гнев Божий»). С точки зрения издательства и репетиций композитор поздно сдала партитуру, премьеру перенесли на 2020 год; получилось удачно: произведение посвящено «памяти великого Бетховена», у него как раз будет юбилей. «Утешили» «Stabat Mater» Дворжака с хором Баварского радио под управлением Кристофа Эшенбаха; запомнится и скрипичный концерт Мендельсона с фееричным Франком Петером Циммерманом и Кристианом Тилеманом за пультом Саксонской государственной капеллы.

Зато состоялась мировая премьера камерной оперы — полуторачасовой «Терезы» 42-летнего немца Филиппа Майнца. Проза Эмиля Золя — редкость на сцене, тем более оперной. Либретто по роману «Тереза Ракен» — типичный французский семейный сюжет XIX века: адюльтер приводит к убийству супруга. Конечно, Терезу (Марисоль Монтальво) довели бы и без любовника, ее ребенком привезли к родственникам, где она росла нянькой болезного кузена Камиля. Свадьба считалась неизбежной, хотя выглядит Камиль апатичным (контратенор Тим Северло интересен и как драматический актер), то ли дело веселый любовник Лоран (жовиальный бас-баритон Отто Катцамайер). Но после убийства все у пары разладилось, их преследует призрак, в итоге преступники сами кончают жизнь самоубийством.

«Тереза» — третья опера современного автора, которую интендант Петер Ружичка включил в программу фестиваля. Прежде выбирали живых классиков, и, возможно, поэтому залы были полнее на «Лоэнгрине» Сальваторе Шаррино (см. “Ъ” от 14 апреля 2017 года) и «Сатириконе» Бруно Мадерны (см. “Ъ” от 3 апреля 2018 года). Уже объявлены и планы будущего года: водевиль «La piccola cubana» Ганса Вернера Генце и «Дон Карлос» Верди с участием Ильдара Абдразакова, Юсифа Эйвазова и Екатерины Семенчук.

Что дальше, неясно. Ружичка покинет пост в 2020-м, его сменит нынешний интендант Баварской оперы Николаус Бахлер, в 2023 году он станет и худруком Пасхального. Руководящий одним из лучших театров Европы, Бахлер хорош всем, кроме одного: у него никакие отношения с Тилеманом, и это сказано щадяще. Австрийская печать цитирует СМС Тилемана членам попечительского совета — узнав, кого выбрали интендантом, он написал: «Если политики хотят его, мне придется уйти».

Иные скажут: ай-ай-ай, публиковать чужую переписку нехорошо! Но речь об общественном интересе и публичных фигурах. Тилеман известен непростым характером, но он и яркий дирижер. Выбирать партнером человека, с которым не сложились отношения,— шаг с далеко идущими последствиями. Недовольные решением о приглашении Бахлера предполагают, что за ним таится желание вернуть в Зальцбург Берлинский филармонический оркестр. В 2012 году тот покинул Пасхальный фестиваль, где работал с момента основания, и переместился на аналогичный фестиваль в Баден-Бадене: причиной были не только гонорары, но и сложные отношения зальцбургской публики с Саймоном Рэттлом.

Летом Берлинский филармонический вместо Рэттла возглавит Кирилл Петренко; он оставляет Баварскую оперу и Бахлера, а это случай, когда интендант без ума от генерального музыкального руководителя. Тем временем в Зальцбурге берлинцев сменила Саксонская капелла из Дрездена, она полюбилась и слушателям, и критике; Тилеман с Ружичкой обновили фестиваль, появились детская программа и «Концерт для Зальцбурга», заказывают не только оркестровые опусы, но и оперы. Если Тилемана вынудят уйти, получится некрасиво: да, Петренко великий дирижер и берлинский оркестр уникален в мифе Зальцбурга, но дрезденцы спасли фестиваль, их новые поклонники имеют право на привязанность. На пресс-конференции, посвященной планам-2020, спрашивали только обо всем этом. Отсутствием ответов недовольны остались и сами представители кураториума, и журналисты. Но главное, не занервничали бы покупатели билетов, тогда мало не покажется никому.

Вся лента