Машино-места становятся привлекательным активом

Во сколько обойдется их покупка в Москве

Москвичи стали чаще покупать машино-места: продажи парковок в новостройках выросли почти на 40%, а девелоперы, как подсчитали аналитики компании ЦИАН, заработали на этом в прошлом году 26 млрд руб. Сколько стоят парковки в столичных новостройках? И можно ли их взять в ипотеку? Выясняла Аэлита Курмукова.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Парковка в центре или квартира за МКАД? В современной Москве ответ на этот вопрос уже давно не очевиден. Рекорд цены — больше 10 млн руб. за машино-место, а дешевле 5 млн руб., если речь идет об элитной новостройке внутри Садового, и не купить, говорит представитель компании ЦИАН Алексей Попов: «Стоимость квадратного метра на машино-место внутри Садового кольца — около 250 тыс. руб. В зоне от Садового до Третьего транспортного — около 175 тыс. руб., а от ТТК до МКАД — около 115 тыс. руб. Вместе с тем, застройщикам достаточно сложно продать машино-места, несмотря на кажущийся их дефицит, особенно в новых районах. Для того чтобы как-то стимулировать спрос, застройщики достаточно часто выводят такие активы к ценовым уровням, которые близки к себестоимости».

Но и по себестоимости ценники на машино-места впечатляют, причем не только в жилье премиум-класса. В новостройке сегмента «комфорт» подземная парковка обойдется в среднем от 1 млн руб. руб., в жилье бизнес-класса — от 1,5 млн руб. до 3 млн руб. Альтернатива — парковка во дворе — нравится не всем, и многие даже берут машино-место в ипотеку, несмотря на высокие ставки, рассказывает представитель застройщика «ФСК Лидер» Ксения Цаплина: «Вариантов субсидирования или обширного количества предложений по покупке машино-мест у банков нет. Но, конечно, такой ипотечный кредит предлагают крупнейшие кредитные организации.

Однако некоторые из них устанавливают правило — они выдают заем только на машино-места, которые уже находятся в собственности, или при одновременной покупке и квартиры, и парковки.

Средняя ставка кредита — порядка 12,5–13%».

По-настоящему заоблачные цены — в «Золотом треугольнике», кварталах вокруг Кремля. Бывает, что покупатели недвижимости просят девелоперов придержать здесь машино-место с тем, чтобы купить его позже. Но отсрочку дают в лучшем случае месяца на два, потом что знают: квартира в центре без парковки — неполноценный объект, говорит владелец агентства Point Estate Павел Трейвас. «Если брать жилые комплексы на Остоженке, в Третьяковском проезде, Молочном переулке, то машино-место там будет стоить $150 тыс., то есть, грубо говоря, 10 млн руб. В Гранатном переулке цена актива составит $160–170 тыс. Там, где комплексы небольшие, покупка машино-места является, я считаю, критически важной. Собственник уже сам принимает решение, но он не должен остаться здесь без парковки, потому что ликвидность квартиры грохнется», — пояснил эксперт.

Конечно, не везде парковка идет по цене драгоценных металлов. Например, за МКАД, во Внуковском районе, место для авто обойдется всего в 100 тыс. руб. Но даже там парковки в дефиците, и чем дальше, тем больше Москве будет их не хватать, подчеркивает координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов: «Всего машино-мест вместе с парковками, официально размеченными на улично-дорожной сети и во дворах, в столице примерно 1,6 млн. При этом количество зарегистрированного автотранспорта в Москве — порядка 5 млн. Кроме того, добавьте сюда машины из Подмосковья и других регионов, которые сюда приезжают. В итоге на одно существующее организованное парковочное место сейчас приходится четыре автомобиля».

Выход, кажется, очевиден — строить больше парковок. Но это не всегда возможно, а, значит, припарковать машину с комфортом будет стоить все дороже.

Вся лента