Роберт Мюллер закрыл российский вопрос

Спецпрокурор завершил расследование о вмешательстве РФ в президентские выборы в США

Генпрокурор США Уильям Бар сообщил о завершении так называемого российского расследования. Итоговый доклад главе Минюста передал спецпрокурор Роберт Мюллер, курировавший продолжавшееся почти два года следствие о возможном российском вмешательстве в выборы 2016 года. Содержание документа пока неизвестно, но, как заявили в Министерстве юстиции, спецпрокурор не намерен предъявлять новые обвинения по «российскому делу». В свою очередь, Дональд Трамп заявил, что «рад тому, что все завершилось». С подробностями — корреспондент “Ъ” в Вашингтоне Кирилл Белянинов.

Что нужно знать о расследовании связей президента США с Россией

Смотреть

Спецпрокурор США Роберт Мюллер

Фото: Yuri Gripas/File Photo, Reuters

О том, что спецпрокурор Роберт Мюллер завершил продолжавшееся почти два года «российское расследование», глава Министерства юстиции США Уильям Барр сообщил в письме на имя руководителей юридических комитетов Конгресса, уведомив их о получении итогового доклада команды Мюллера.

«Я планирую провести консультации с заместителем генерального прокурора Родом Розенстайном и специальным прокурором Мюллером, чтобы решить, какая именно информация из доклада может быть раскрыта членам Конгресса и общественности»,— пояснил генпрокурор. Вечером в субботу в Минюсте предположили, что документ, «возможно», направят на Капитолийский холм во второй половине дня воскресенья.

В ответ на запрос “Ъ” официальный представитель Минюста США Керри Капек отказалась уточнить, насколько полным будет документ, переданный в Конгресс.

Бывший директор ФБР Роберт Мюллер занял должность специального прокурора в мае 2017 года. За это время он не дал ни одного интервью и публично никогда не комментировал ход расследования. Неизменно отказывались от общения с журналистами и члены следственной группы.

Продолжавшееся почти два года расследование должно было ответить всего лишь на два вопроса: существовал ли сговор между сотрудниками избирательной команды Дональда Трампа и представителями российских властей и использовал ли президент США свое положение для воспрепятствования правосудию. Из документов, переданных следователями в суд, удалось установить, что как минимум 16 сотрудников избирательного штаба будущего президента США 102 раза контактировали с российскими представителями. Официальные обвинения были предъявлены 34 подозреваемым. Среди них 6 бывших сотрудников предвыборного штаба Дональда Трампа и 26 россиян, а также 3 компании, которые, как утверждают следователи, связаны с санкт-петербургским Агентством интернет-исследований.

Что известно о встрече команды Трампа с россиянами

Смотреть

Обвинительные приговоры вынесены пятерым подозреваемым, признавшим свою вину по статьям о сговоре с целью нанести ущерб Соединенным Штатам, финансовым и налоговым махинациям, а также в даче ложных показаний агентам спецслужб.

Президент Дональд Трамп часто и охотно комментировал расследование Роберта Мюллера, называя его «охотой на ведьм» и заявляя, что никогда «не вступал в сговор» с Кремлем. На прошлой неделе глава Белого дома в очередной раз сообщил, что приветствовал бы публикацию итогового доклада, чтобы выводы следователей были доступны для общественности, но подчеркнул, что эти выводы вряд ли будут объективными.

«Это довольно интересно, когда человек ни с того ни с сего вдруг пишет итоговый отчет,— заявил Дональд Трамп, отвечая на вопросы журналистов.— Я одержал величайшую победу на выборах, одну из крупнейших в истории нашей страны. Выдающийся успех. Десятки миллионов избирателей проголосовали за меня. И сейчас какой-то человек, за которого никогда не голосовали, собирается написать отчет. Посмотрим, что в нем будет. Посмотрим, будет ли он объективным».

Фотогалерея

Фигуранты расследования спецпрокурора Роберта Мюллера

Смотреть

Согласно закону, текст итогового доклада спецпрокурора является «секретным» до тех пор, пока глава Минюста не решит, какая именно информация может быть передана членам Конгресса и опубликована.

По мнению бывшего высокопоставленного сотрудника Министерства юстиции, профессора права Университета Джорджтаун Мартина Ледермана, «полный текст доклада спецпрокурора никогда не будет доступен общественности». В статье, опубликованной газетой The Washington Post, профессор Ледерман утверждает, что расследование команды Роберта Мюллера может стать лишь одним из эпизодов в череде «юридических проблем» для Дональда Трампа и его ближайшего окружения. В настоящее время в США сразу несколько федеральных прокуратур в штатах Виргиния, Нью-Йорк и столичном округе Колумбия ведут собственные расследования в отношении различных бизнес-проектов президента США, и результаты именно этих расследований, по мнению Мартина Ледермана, могут стать решающими для главы Белого дома.

Опрос, проведенный в конце февраля газетой The Washington Post, показал, что более 80% американцев считают, что итоговый доклад команды Мюллера должен быть опубликован.

По данным опроса агентства АР и исследовательского центра NORC, более 60% избирателей в США считают, что расследование спецпрокурора было «честным и объективным».

Похоже, эту позицию разделяют и в Конгрессе США. В ходе голосования в Палате представителей за публикацию полного текста итогового доклада Роберта Мюллера проголосовали 420 законодателей. Против не было подано ни одного голоса. Члены Конгресса также потребовали раскрыть информацию о том, почему обвинения не были предъявлены каким-либо лицам. Обычно подобные сведения являются секретными.

В Сенате эта инициатива была заблокирована влиятельным законодателем-республиканцем Линдси Грэмом, настаивавшем, что доклад Мюллера может быть опубликован только одновременно с публикацией отчета ФБР о расследовании в отношении использования Хиллари Клинтон личного сервера для официальной переписки.

Согласно внутреннему регламенту Министерства юстиции, генеральный прокурор США обязан предоставить главам юридических комитетов Палаты представителей и Сената «изложение» главных выводов, сделанных спецпрокурором Мюллером, а также информацию о том, какие именно инициативы и предложения, выдвинутые следователями, были запрещены к исполнению руководством Минюста.

Генеральный прокурор также имеет право решать, какая часть итогового доклада может быть опубликована. Во время слушаний в Сенате, посвященных его назначению на должность, Уильям Барр заявил, что не намерен раскрывать секретную информацию, которая может содержаться в докладе, и сведения, которые подпадают под так называемую президентскую привилегию, дающую главе государства право не раскрывать данные о своих переговорах. Кроме того, генеральный прокурор заявил, что не собирается предавать гласности и сведения о «сообщниках и соучастниках» преступлений, которым в ходе следствия не были предъявлены обвинения.

Как считают эксперты, в докладе Роберта Мюллера вряд ли будут упомянуты обвинения в адрес президента Дональда Трампа.

«Если следователи смогли найти улики, свидетельствующие о преступлениях, совершенных президентом, но решили не предъявлять ему официальные обвинения, мы вряд ли увидим эту информацию до тех пор, пока Дональд Трамп не покинет Белый дом»,— пояснил “Ъ” адвокат Джеффри Бэтос.

В течение последних 50 лет в США существует неофициальная практика, предполагающая, что обвинения в уголовных преступлениях не могут быть предъявлены действующему главе государства. Несмотря на то что эта норма никак не обоснована в законодательстве, в 2000 году Министерство юстиции США выпустило официальное разъяснение, согласно которому «предъявление обвинений или уголовный процесс, инициированный в отношении действующего президента, может неконституционным образом ослабить способность исполнительной власти выполнять свои конституционные обязанности».

По мнению адвоката Бэтоса, заявление представителей Минюста о том, что спецпрокурор не намерен предъявлять новые обвинения в рамках законченного «российского расследования», может свидетельствовать о том, что следователям так и не удалось найти улики, доказывающие сговор членов команды Трампа с Кремлем.

«Спецпрокурор Мюллер действительно не мог бы выдвинуть обвинения против президента,— считает он.— Но если бы у него были неопровержимые и достаточные для возбуждения уголовного дела доказательства совершенных преступлений, то он бы, без сомнений, подготовил доклад для Конгресса и постарался инициировать процедуру отстранения от власти человека, который вступил в преступный сговор с иностранным государством».

В минувшую субботу спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси заявила, что глава Минюста обязан предоставить законодателям «полный текст» итогового отчета спецпрокурора, потребовав, чтобы со всех материалов, касающихся «российского расследования», был снят гриф «секретно». Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс, в свою очередь, подтвердила, что президент США не видел текста итогового доклада спецпрокурора. «Следующие шаги теперь зависят от генерального прокурора Барра,— написала она в своем аккаунте в Twitter.— Белый дом не получал доклада специального прокурора и не был проинформирован о его содержании».

Эти выходные президент США, обычно активно комментирующий в Twitter любую информацию о деятельности команды Мюллера, провел в своем гольф-клубе Мар-а-Лаго во Флориде. На сей раз Дональд Трамп не стал немедленно реагировать в социальной сети на пришедшие из Вашингтона хорошие новости. Тем не менее в окружении своей жены Меланьи, ее родителей и сына Бэррона, которому в субботу исполнилось 13 лет, президент выразил радость по поводу того, «что все завершилось».

Вся лента