Ушел, чтобы остаться

Нурсултан Назарбаев больше не президент

Магическая формула, позволившая первому президенту Казахстана выиграть семь президентских выборов и переместить свою страну из советской эпохи в XXI век, сохранив при этом верность противоречивому прошлому, похоже, все еще действует. Просто никто не знает как, кроме самого ее автора.

Май 1991-го — визит президента СССР Михаила Горбачева и Раисы Горбачевой в Казахстан, где их принимают президент Нурсултан Назарбаев и Сара Назарбаева. Через несколько месяцев Советского Союза не станет

Фото: РИА Новости

Дмитрий Сабов

Когда в политологических школах будущего станут преподавать спецкурс под условным названием «Теория и практика передачи власти», тем, кто будет сдавать экзамен по этому непростому предмету, хочется пожелать: не спешите с выводами. Выводы — это утрата дистанции. А в политике, как и на скользкой дороге, дистанция необходима.

В той волне комментариев, что выплеснулась в эфир после добровольной отставки политика, который дольше всех был президентом на постсоветском пространстве, выводов и впрямь многовато. Понятно: момент к ним располагает, как и открытость, с которой начат масштабный процесс.

Сама конструкция, которую выбрал Нурсултан Назарбаев для передачи своих полномочий (как говорят в Казахстане, «транзита власти»), располагает скорее к неторопливости.

Судите сами. Целый год отведен на подготовку выборов нового главы государства. Выполнять его обязанности на этот период будет — причем без приставки и.о., а в качестве полноценного президента — утвержденный уже через несколько часов экс-председатель сената и экс-замгенсека ООН Касым-Жомарт Токаев, политик, который, по отзывам работавших с ним, всех устраивает, и не только в Казахстане. Больше того, у него самого уже есть надежная смена — на предпрезидентский, как принято говорить в стране, пост председателя сената заступила сенатор Дарига Назарбаева, старшая дочь и глава комитета по международным делам, обороне и безопасности. Да и сам Елбасы (Лидер нации) не ушел из политики: он возглавляет правящую партию, от которой зависит выдвижение ключевых фигур в президенты в 2020-м, а главное — Совет безопасности, который контролирует силовых министров. Таким образом, власть в надежных руках, а что именно с ней происходит (передача власти, смена конфигурации управления, и если все-таки передача власти, то в чью именно пользу), станет ясно в течение года.

Как готовились к «транзиту власти» в Казахстане

Смотреть

В контексте такого «открытого сценария» становятся понятны и обстоятельства того, как именно было сделано в минувший вторник заявление о передаче полномочий главой государства. Дело не только в магии чисел (19 марта 2019 года в 19 часов по местному времени) и не в том, что момент был выбран накануне длинных выходных перед Наурызом (праздником весеннего равноденствия, по сути, нового года), на которые многие разъехались на каникулы. Это как тест для элиты: поскольку события развивались молниеносно, в считанные часы, отсутствие на ключевых мероприятиях в судьбоносный момент было заметно. Тест, впрочем, не первый, из хроники подготовки отставки (см. Детали) видно: ее давно ждали, но момент угадать не могли.

Июль 2017-го — заседание ШОС в Астане. Президент Казахстана в центре евразийской политики. Рядом с ним (слева направо): президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, председатель КНР Си Цзиньпин, премьер Индии Нарендра Моди и президент РФ Владимир Путин

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Остается вопрос: зачем все это нужно? Думается, за грядущий год мы с вами поймем и это. Хотя на сей счет решусь сделать не вывод — прогноз. Выражаясь словами основателя сингапурского чуда, Ли Куан Ю, который, как говорят, всегда был одним из ориентиров для лидера Казахстана, звучит он так: «Как только наверх попадают слабые люди, начинает деградировать вся система». Стало быть, надо сделать так, чтобы они туда не попали.

К слову, господин Ли, превративший свой остров из отсталого захолустья в один из флагманов мировой экономики, уже после отставки 21 год трудился на специально учрежденных для него должностях старшего министра и министра-наставника, чтобы корректировать устойчивость построенной им модели. Нельзя исключать, что у автора казахстанского чуда есть свое мнение насчет того, как вписать этот опыт модернизации в постсоветский контекст…

Вся лента