Гордиев гидроузел

Экологи предупреждают чиновников о многомиллиардном экологическом ущербе

В Нижнем Новгороде обсудили проект строительства низконапорного гидроузла и водохранилища на границе Сормовского района города и Балахнинского района области, который должен решить проблему судоходства по мелеющей Волге. После общественных слушаний, которые проводились в феврале, количество претензий к проектировщику этих объектов ООО «Техтрансстрой» увеличилось. По мнению экологов, реализация проекта нанесет урон природе одного Балахнинского района на 330 млрд руб., поэтому необходимо рассмотреть альтернативные варианты для обеспечения судоходства по Волге.

Экологи полагают, что есть более дешевые и экологичные варианты обеспечить судоходность Волги, чем строительство гидроузла

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

В думе Нижнего Новгорода подвели предварительные итоги общественных слушаний по строительству низконапорной плотины и водохранилища на Волге. Как сообщило министерство экологии и природных ресурсов региона на профильном комитете, «наиболее бурные» обсуждения прошли в Балахне, так как эта территория больше всего пострадает от затопления, жители Городца и Сормовского района Нижнего Новгорода восприняли проект «более спокойно». Экологи, присутствовавшие на заседании гордумы, не разделяют спокойствия, говоря о колоссальном ущербе, который может быть нанесен природе региона в случае реализации проекта.

Напомним, проект строительства низконапорного гидроузла стал вновь актуален после того, как в октябре прошлого года правительство РФ отказалось от подъема уровня воды в Чебоксарском водохранилище до отметки 68 м, на чем в течение нескольких лет настаивало ПАО «РусГидро», чтобы вывести Чебоксарскую ГЭС на проектную мощность (сейчас станция работает на 60% от установленной мощности 1404 МВт) и восстановить судоходность мелеющего участка Волги от Нижнего Новгорода до Городца. Низконапорный гидроузел должен быть построен к 2021 году, а на его проектирование и строительство правительство направит в общей сложности 43,5 млрд руб. Объект будет расположен на границе Сормовского района Нижнего Новгорода и Балахнинского района Нижегородской области, его пропускная способность составит не менее 25 млн т в год. Заказчиком работ выступило подведомственное Росморречфлоту федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», проектировщиком — ООО «Техтрансстрой». Объекты проектируется в два этапа. Техническое задание ООО «Техтрансстрой» предполагает лишь проектирование водохранилища, но не оценку воздействия проекта на окружающую среду. Однако федеральный закон предполагает эту оценку.

Руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов рассказал, что только в Балахне экологический ущерб может достичь 330 млрд руб. (аналогичные оценки приводились во время разработки проекта подъема уровня воды в Чебоксарском водохранилище до отметки 68 м). «На сегодняшний момент Волга фактически принадлежит Нижегородской области — от Городца до Нижнего Новгорода. Все остальное — каскад больших прудов. Речь идет о том, чтобы последний и единственный участок Волги, который сохранился в естественном состоянии, превратить по меньшей мере в пруд. Данный проект рассматривался в 2003–2005 годах, но тогда плотина была нарисована в районе Большого Козино и проект получил отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. Мы все успокоились, но проект всплыл снова. Причем плотина оказалась ниже по Волге, то есть площадь и масштаб экологического воздействия увеличен». По его данным, затопление коснется около 800 местообитаний редких видов животных, а также памятников природы, в частности «Городецкой дубравы». «Куда денутся краснокнижные виды — малая крачка и кулик-сорока?» — спрашивает Асхат Каюмов. По его словам, это прямое нарушение ФЗ «О животном мире» (ст. 24.— „Ъ“), и ООО «Техтрансстрой» не намерен бороться с этими последствиями, например создавать искусственные места обитания, так как это затратно. «Я подозреваю, что все кончится грустно. Опыт общественных слушаний показывает, что на них собирают замечания, отвечают какими-то комментариями и переходят к следующей стадии проектирования»,— заключил господин Каюмов. По мнению господина Каюмова, серьезной проблемой является и то, что нет ответа, кто и как будет выплачивать компенсации за затопленные дома и участки местных жителей.

Советник главы Нижнего Новгорода по экологическим вопросам Алексей Краснов уверил, что нижегородские власти уже оценили риск воздействия водохранилища на сормовское лесничество и результаты точно «будут доведены до проектировщика». Он также выделил проблему водозабора и ухудшения качества питьевой воды для жителей Сормовского района, но добавил, что «пока власти реакции на эти замечания от проектировщика не увидели».

Эксперт-эколог Ассоциации нижегородских предпринимателей в области обращения с отходами Клара Романова сообщила, что из-за затопления территорий промышленных свалок в Балахнинском районе более 500 тыс. жителей рискуют получить в своих кранах смесь, содержащую токсичные вещества: «Мы все должны понимать, что если сделают водохранилище, мы получим экологическую катастрофу. В Балахнинском районе огромное количество опасных промышленных отходов: только кислых гудронов оценивается в 300 тыс. т. Кроме того, есть заброшенная свалка „Корунда“, куда в последнее время свозится непонятно что. Есть Балахнинский полигон, который находится в IV категорий устойчивости относительно карстовых провалов, и в любой момент может рухнуть в Волгу, и сибиреязвенные захоронения на бывшей птицефабрике».

Экологи предложили альтернативные варианты строительству гидроузла, назвав их более экологичными и менее затратными. Асхат Каюмов рассказал, что проблему судоходства на этом участке можно решить посредством изменения режима стока через Городецкий гидроузел — перенести весь повышенный объем зимнего стока на период навигации. По его мнению, этот вариант может быть «реализован немедленно и без финансовых затрат». Кроме того, господин Каюмов предложил построить параллельно городецким шлюзам № 15 и 16 третью нитку шлюзов с пониженным заложением порога. По мнению эксперта этот вариант гарантированно решит проблемы судоходства при значительном снижении необходимых затрат и рисков гидродинамических аварий, а также, как и первый вариант, является экологически безопасным. Клара Романова предложила изменить конструкцию судов. «Можно не реку подстраивать под суда, а сами суда — делать их положе. Так делают в Европе»,— пояснила она.

После рассмотрения вопроса заместитель председателя постоянной комиссии по экологии Александр Котельников подытожил, что депутаты «приняли к сведению комментарии экологов и общественности». «Этот проект является довольно спорным и имеет определенную экологическую опасность для Нижнего Новгорода и Нижегородской области в целом. При проектировании все замечания, которые были озвучены сегодня и на общественных слушаниях, должны быть учтены. Формально процесс идет и пока не нарушен»,— заключил господин Котельников.

Отметим, свои замечания и предложения по этому проекту нижегородцы смогут отправить до 27 марта в МКУ «Горкомэкологии Нижнего Новгорода».

Екатерина Тарасова

Вся лента