Utair пошла на снижение

Пассажиропоток компании резко упал на фоне роста рынка

Финансовые проблемы пятой в России авиакомпании Utair начали сказываться на ее перевозках. Как выяснил “Ъ”, в феврале пассажиропоток Utair снизился сразу на 20% на фоне роста рынка более чем на 9%. Это первое серьезное падение для компании, показавшей рост по итогам 2018 года. Все ключевые конкуренты Utair увеличивают показатели. В самой компании ситуацию объясняют снижением издержек в низкий сезон и подготовкой к прибыльному лету. Эксперты полагают, что Utair одной из первых в отрасли пошла на риск снижения спроса, подняв цены на авиабилеты. По данным агрегаторов, в феврале перелеты по России подорожали на 6–7,5% на фоне снижения стоимости билетов в Европу на 3–5%.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Росавиация раскрыла итоги работы российских авиакомпаний в феврале: они обслужили 7,4 млн пассажиров, увеличив перевозки на 9,2%. Полной разбивки по отдельным игрокам нет, но указывается, что «Аэрофлот» увеличил пассажиропоток на 15,9%, S7 — на 6,1%, «Уральские авиалинии» — на 8,7%, а «Победа» — сразу на 45,4%.

В сообщении ведомства не приводятся данные по Utair, пятой в РФ по итогам 2018 года. Однако источники “Ъ” в отрасли уточняют, что компания снизила перевозки сразу на 20%. В январе ситуация у Utair была лучше: перевозки снизились всего на 0,5%, хотя компания и выпала из первой пятерки игроков, переместившись на шестое место. По итогам 2018 года Utair показывала рост: 4,8% по данным Росавиации и 8,7% по собственной информации.

В самой компании снижение объемов работы объяснили политикой сокращения издержек: «Перевозчик использует экономически выгодные антикризисные меры и сокращает программу в низкий сезон, чтобы нарастить рейсы летом. Для авиакомпании, которая специализируется на региональных перевозках, это оптимальный вариант получения прибыли».

Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко отмечает, что сжатие провозной емкости может оправдываться стремлением компании получить максимальную прибыль на переполненном предложением рынке. «В 2011–2012 годах S7 показывала рост на уровне нескольких процентов, генерируя максимальную прибыль, в то время как перевозки "Трансаэро" росли как на дрожжах. Через несколько лет на рынке наступил кризис, и "Трансаэро" рухнула, а S7 устояла»,— приводит пример эксперт.

Впрочем, природа падения перевозок Utair может быть и иной. С февраля начала действовать новая тарифная политика компании, представленная в конце 2018 года.

Новая тарифная сетка снижала минимальную цену билета на безбагажный пролет, но, возможно, увеличила среднюю цену билета на пролет с багажом, что привело к резкому снижению спроса.

«При росте цены билета на 1% снижение спроса сегодня составляет 1,2%. Если Utair все же решилась на повышение цен, то оказалась в ситуации, когда растут тарифы, валовая выручка снижается, а удельные издержки увеличиваются»,— говорит господин Крамаренко.

По данным сервисов по реализации билетов, в феврале увеличилась средняя цена пролета на внутренних направлениях, в то время как билеты на рейсы в Европу подешевели. По данным «Туту.ру», средний чек на пролет по России (цены на билеты туда-обратно) вырос на 6% (до 10,2 тыс. руб.), в страны ближнего зарубежья — на 2% (14,5 тыс. руб.), дальнего зарубежья — на 5% (30,1 тыс. руб.), в то время как цена билета в Европу снизилась на 5% (до 18,5 тыс. руб.).

В Aviasales утверждают, что в феврале цены на перелет из России в Европу (цены на билеты в одну сторону) в среднем снизились на 3%. В среднем, пояснили в сервисе, цена авиапутешествия внутри страны выросла на 7,5% и составила 5,6 тыс. руб., общий средний чек по внутренним и международным направлениям увеличился на 4%.

Герман Костринский

Вся лента