«Психоз заразен? Тесты могут повредить здоровую психику? Ну-ну»

Как кино стигматизирует людей с психическими расстройствами

Гленн Клоуз объявила, что хочет снять ремейк «Рокового влечения», чтобы помочь дестигматизации людей с психическими расстройствами и загладить свою вину за мастерское исполнение главной роли в оригинальном фильме. «Большинству людей легче думать, что отрицательные герои психически неуравновешенны. Это распространенная стигма, и я, к сожалению, поспособствовала ее утверждению»,— заявила Гленн Клоуз, продемонстрировав, что на проблему негативного изображения страдающих психическими расстройствами и роль кинематографа в укреплении к ним предвзятого отношения наконец обратили внимание и сами деятели кино. Weekend изучил, как на протяжении последних лет психиатры, журналисты и активисты вели борьбу против стигматизации людей с психическими заболеваниями и учили зрителей по-новому смотреть на сумасшедших в кино


«Психо»

Режиссер Альфред Хичкок, 1960

Культовый фильм Хичкока, в котором главный герой совершает ужасные преступления в состоянии психического расстройства, из-за которого его личность была вытеснена в его сознании личностью убитой им матери, навсегда изменил американский кинематограф. «Психо» не только установил новые правила изображения на экране насилия, но и популяризовал тему психических заболеваний в качестве двигателя сюжета.

«Это была просто большая шутка. Но я с ужасом обнаружил, что некоторые люди восприняли фильм всерьез»

Альфред Хичкок

«Использование слова "психо" в качестве названия фильма закрепило вредный стереотип о том, что вне зависимости от заболевания все психически больные люди жестоки и не контролируют себя. Такое изображение людей с психическими заболеваниями вызывает в массовом сознании ассоциации с одержимостью, напоминая о средневековых процессах над ведьмами»

Питер Бирн, психиатр, старший преподаватель кафедры психологических наук Университетского колледжа Дублина, 2005


«Белая горячка»

Режиссер Рауль Уолш, 1949

Фото: Warner Brothers

Главный герой в исполнении Джеймса Кэгни — безжалостный лидер гангстерской банды, страдающий приступами сильной мигрени и вспышками жестокости, во время которых он совершает убийства без всякой необходимости. Сразу после выхода фильм был признан «высшей точкой развития гангстерского кино», а в 2003 году внесен в реестр Библиотеки Конгресса как имеющий культурное, историческое или эстетическое значение.

«По сути, это был дешевый фильм, и, чтобы не затягивать работу, я предложил сделать своего персонажа чокнутым»

Джеймс Кэгни

«Такие персонажи, как главный герой "Белой горячки", утвердили всеобщее заблуждение, что злодеи в жанровом кино, вроде гангстеров или сумасшедших профессоров, являются типичными психопатами. Их карикатурно изображали как людей с садистскими наклонностями, эмоционально нестабильными, совершающих спонтанные акты насилия, хихикающих и одержимых тиками, от которых перекашивается все их лицо,— эти персонажи стали очень известны, но они не имеют никакого отношения к реальным психиатрическим диагнозам»

Самуэль Лейстедт, профессор психиатрии Университета Брюсселя


«Американский психопат»

Режиссер Мэри Хэррон, 2000

Фото: Am Psycho Productions/Lions Gate Films Inc./Universal Pictures

Один из самых обсуждаемых фильмов нулевых вызвал скандал сразу после премьеры на фестивале «Сандэнс» — одни критики признали в нем великолепную сатиру на современное общество, другие разругали за эстетизацию насилия. Фильм критиковали и борцы за дестигматизацию психических болезней — его название, утверждали они, заставляет зрителей предположить, что герой убивает людей из-за своего психического состояния.

«Бейтман, конечно, монстр, но трагический монстр. Он аккумулирует в себе все безумия своей эпохи. Меня спрашивали, почему я не стала рассказывать о его детстве и семье. Да потому, что это не психологический портрет, это портрет эпохи!»

Мэри Хэррон

«В конце фильма так и не становится окончательно понятно, совершает ли все эти ужасные преступления герой или они существуют лишь в его воображении. Тем не менее название, да и сам фильм сообщают зрителю, что состояние психоза якобы равно неукротимому желанию убивать»

Стивен И. Хилер, профессор психиатрии Колумбийского университета, 2003


«Пролетая над гнездом кукушки»

Режиссер Милош Форман, 1975

Фото: The Saul Zaentz Company

Экранизация романа Кена Кизи о преступнике, который, чтобы избежать наказания, прикидывается сумасшедшим и попадает в лечебницу, где становится жертвой медсестры, издевающейся над пациентами. Первый и единственный фильм, получивший шесть «Золотых глобусов» и пять «Оскаров» в главных номинациях.

«Мы придумываем учреждения, чтобы нам было легче строить более справедливый, более рациональный мир. Жизнь в обществе была бы невозможной без сиротских приютов, школ, судов, правительственных офисов и клиник для душевнобольных, но стоит им возникнуть, как они начинают нас контролировать, регламентировать, управлять нашей жизнью»

Милош Форман

«В фильме отлично показаны недостатки психиатрической помощи в эпоху, когда ее еще только начинали реформировать. Но вместе с тем благодаря образу жестокой медсестры и страшной сцене с электросудорожной терапией фильм на долгие годы стигматизировал всю психиатрию разом. У тех, кто смотрел "Пролетая над гнездом кукушки", чаще обнаруживают негативное отношение и к людям с психическими заболеваниями»

Натаниэль Моррис, психиатр, Медицинская школа Стэнфордского университета, 2016


«Шоковый коридор»

Режиссер Сэмюэл Фуллер, 1963

Фото: Unclaimed Freight Productions,Zin Haze Productions

Фильм о журналисте, который имитирует симптомы психических заболеваний, чтобы попасть в психиатрическую клинику, где произошло убийство, и написать сенсационный материал, но из-за общения с пациентами у него начинает проявляться шизофрения. Внесен в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса как имеющий культурное, историческое или эстетическое значение.

«Фильм — всегда поле боя. Любовь, ненависть, насилие, поступок, смерть — одним словом, эмоции»

Сэмюэл Фуллер

«Поначалу фильм мне даже нравился, но к концу стало понятно, что он лишь увековечивает мифы о психических заболеваниях и их лечении. Психоз заразен? Тесты могут повредить здоровую психику? Ну-ну»

Брук Кэннон, профессор факультета психологии Университета Мэривуд, 2011


«Бритва»

Режиссер Брайан Де Пальма, 1980

Фото: Cinema 77 Films, Filmways Pictures

Эротический триллер о психиатре, в котором борются две личности, одна из которых способна на убийство из ревности ко второй, стал абсолютным хитом проката и был назван критиками «невероятно зловещим и элегантным фильмом».

«Меня все время ругают за то, что в моих фильмах убивают и подвергают опасности женщин. Я снимаю триллеры! Что в них еще может происходить?»

Брайан Де Пальма

«"Бритва" стигматизирует самих психиатров, представляя главного героя этаким Доктором Зло — помешанным врачом, у которого проблемы с гендерной идентичностью и немотивированная ненависть к женщинам»

Брайан Смит, сотрудник кафедры психологии колледжа Св. Джона Фишера, 2015


«Остров проклятых»

Режиссер Мартин Скорсезе, 2010

Фото: Paramount Pictures, Phoenix Pictures

Запутанный фильм, в центре которого — попытка нестандартными методами вывести одного из пациентов психиатрической клиники из бредового состояния, в которое он впал после убийства жены. Критики холодно встретили «Остров проклятых», но зрительский интерес сделал его вторым после «Отступников» по сборам в карьере Мартина Скорсезе.

«Это головоломка, которая удивила даже нас самих»

Леонардо Ди Каприо, исполнитель главной роли

«Фильм снят в XXI веке, но взгляд на психические заболевания тут еще хуже, чем в XX. Болезнь преподносится как постоянный источник опасности, а пациент — как монстр. Напоминающая крепость психиатрическая больница намекает на то, как сложно сдерживать насилие, а образ главного героя подтверждает, что душевнобольной преступник не заслуживает покоя»

Бен Грин, профессор психиатрии Ливерпульского университета, 2012


«Я, снова я и Ирэн»

Режиссеры Бобби и Питер Фаррелли, 2000

Фото: 20th Century Fox Film Corporation

Страдающий диссоциативным расстройством личности полицейский побеждает свое «злое» альтер эго с помощью любви. Зрители посчитали новую комедию создателей абсолютного хита 1990-х «Тупой и еще тупее» уморительной — в 2000 году фильм вошел в десятку самых посещаемых.

«Главная идея этого фильма — сделать людей с психическими расстройствами понятными, чтобы зрители чувствовали спокойствие рядом с ними»

Питер Фаррелли

«Совсем несмешной фильм и еще один яркий пример того, как клеймят людей с психическими заболеваниями. "Я, снова я и Ирэн" — портрет жестокого, опасного и неспособного выполнять ответственную работу человека. К тому же состояние главного героя представлено не как болезнь, а как его личная слабость, которую он преодолевает не с помощью терапии, а простой силой воли, с помощью любви»

Рита Барон-Фауст, медицинский журналист, профессор Колледжа Св. Франциска в Нью-Йорке, 2000


«Без гроша в Беверли-Хиллз»

Режиссер Пол Мазурски, 1986

Фото: Mary Evans / Ronald Grant/DIOMEDIA

Комедия об обычаях и нравах зажиточных жителей Беверли-Хиллз, которые на фоне полного изобилия страдают от анорексии и от скуки водят своих домашних животных к психоаналитику. Фильм имел успех у зрителей, обойдя по сборам предыдущий фильм Мазурски, и был назван критиками точным отображением духа времени.

«Не люблю фильмы с простым посылом, в которых все ситуации и отношения черно-белые. Предпочитаю попадать в серые зоны»

Пол Мазурски

«В фильме есть психоаналитик для невротических собак. Этот образ, конечно, ничто по сравнению с уже привычными нам персонажами с психическими заболеваниями, которые оказываются маньяками и убийцами, но он не в меньшей степени стигматизирует реальных больных, высмеивая и обесценивая их проблемы»

Стивен И. Хилер, профессор психиатрии Колумбийского университета, 2003


«Мой парень — псих»

Режиссер Дэвид Расселл, 2012

Фото: The Weinstein Company

Один их немногих фильмов, расцененных психиатрами как достоверно показывающий психические заболевания и способствующий их дестигматизации. Критики, впрочем, оказались другого мнения, увидев в истории о романтических отношениях между мужчиной с биполярным расстройством и девушкой с депрессией безответственное изображение психических заболеваний и самую что ни на есть стигматизацию.

«Я думаю, что кино может сделать то, что не может сделать медицина — помочь людям избавиться от своих предубеждений»

Дэвид Расселл

«Очередной хит для тех, кто считает, что гиперактивность — это нарушение дисциплины, а депрессия — просто не очень хорошее настроение»

The New Yorker, 2012


«102 далматинца»

Режиссер Кевин Лима, 2000

Фото: Cruella Productions/Walt Disney Pictures

Один из главных детских фильмов 2000 года, в котором Гленн Клоуз сыграла беспощадную охотницу за далматинцами, которая, как выяснялось, страдает от некоего психического заболевания, одним из проявлений которого является непреодолимое желание иметь одежду из шкурок собак.

«Я рада, что смогла вернуться к такому потрясающему персонажу, как Стервелла. Благодаря фильму я узнала, что чем я злее, тем веселее детям. Они боятся Стервеллы, но она также и смешит их»

Гленн Клоуз

«Часто герои, имеющие симптомы психических заболеваний, изображены как угроза счастью и благополучию главных героев — например, Стервелла де Вилль в "102 далматинцах". Что мы хотим сказать детям — что психически больные люди должны быть исключены из общества или что над ними нужно смеяться?»

Янси Арасена, профессор социологии университета Бронкса, 2012


«Король Лев»

Режиссеры Роджер Аллерс и Роберт Минкофф, 1994

Фото: Walt Disney Pictures

Молодой лев побеждает узурпировавшего трон дядю и его приспешников, безумную стаю гиен. Один из хитов киностудии Disney — только в первый день продаж было куплено 4,5 млн кассет «Короля Льва». В статусе самого успешного фильма Disney «Король Лев» пробыл почти 20 лет.

«Сюжеты прошлых диснеевских мультфильмов, таких как "Русалочка" и "Аладдин", строились вокруг любви. "Король Лев" — это совсем другая история, она об отношениях отца и сына»

Роберт Минкофф

«Отрицательные герои в фильмах Disney часто обозначены как сумасшедшие, и это прямая стигматизация психических заболеваний. В "Короле Льве", например, эту роль выполняют гиены. Они закатывают глаза, они истерично хихикают, а в одном эпизоде самый "безумный" из них, Эд, даже грызет собственную ногу. Из мультфильма мы узнаем, что гиены находятся как бы на низшей социальной ступени в животном мире и их следуют опасаться»

Янси Арасена, профессор социологии университета Бронкса, 2012


«Одинокая белая женщина»

Режиссер Барбе Шрёдер, 1992

Фото: Columbia Pictures Corporation

Историю о том, как молодая девушка с психическим расстройством пытается присвоить личность своей соседки, а потом и убить ее, одни критики назвали новой ступенью в развитии триллера, а другие посчитали невыносимо скучной.

«Я не встаю ни на чью сторону в своих фильмах»

Барбе Шрёдер

«В нашем обществе тяжело жить с любым психиатрическим диагнозом, но особенно женщинам с биполярным расстройством. Общество и так негативно относится к этому диагнозу, и такие фильмы, как "Одинокая белая женщина", только укрепляют их в этом. Из-за этого женщины часто просто боятся обращаться к психиатру, не зная, как это отразится на отношении к ним общества»

Дебора Дадли, психотерапевт, член Ассоциации кризисных консультантов, психологов и психотерапевтов, 2017


«Изгоняющий дьявола»

Режиссер Уильям Фридкин, 1973

Фото: Hoya Productions

Первый фильм ужасов, номинированный на «Оскар» как лучшая картина года, рассказывает о 12-летней девочке, страдающей немотивированной агрессией и странными припадками, против которых бессильна медицина, но эффективен обряд экзорцизма.

«Люди ходят в кино только по трем причинам — посмеяться, поплакать и испугаться. Поэтому есть только три причины для того, чтобы снимать кино: заставить людей смеяться, плакать или бояться»

Уильям Фридкин

«Фильмы вроде "Изгоняющего дьявола" показывают публике, что психические заболевания равносильны одержимости демонами. Стигматизация психических заболеваний — в значительной степени результат таких фильмов. Многие люди до сих пор всерьез рассуждают о психических заболеваниях как о наказании за неправильное поведение»

Дэнни Веддинг, клинический психолог, профессор бихевиористики и неврологии, 2014


«Роковое влечение»

Режиссер Эдриан Лайн, 1987

Фото: Paramount Pictures

Самый успешный в мировом прокате фильм 1987 года — эротический триллер о том, как женатый юрист становится жертвой преследования со стороны случайной любовницы,— вызвал бурное обсуждение среди психиатров, пытавшихся поставить героине Гленн Клоуз диагноз. Одни настаивали, что она страдала пограничным расстройством личности, другие — что у нее психопатия. В том, что фильм в любом случае сильно преувеличивает симптомы, все были солидарны.

«Мы снимали фильм в эпоху расцвета феминизма, тогда секс снова стал опасным. Это и сделало фильм отображением духа времени»

Джеймс Дирден, сценарист

«Персонаж Гленн Клоуз немало поспособствовал стигматизации людей с психиатрическими болезнями. Это эпохальный фильм. И, к сожалению, Клоуз действительно хорошо поработала»

Патрик Кеннеди, политик и правозащитник, 2017


«Пятница, 13-е»

Режиссер Шон Каннингем, 1980

Фото: Paramount Pictures,Warner Bros. Pictures

Фильм, в котором сошедшая с ума после гибели сына в летнем лагере мать убивает вожатых, стал культовым слэшером буквально в день своей премьеры, собрав только в первые выходные $12 млн. Несмотря на то что критики назвали фильм «жалким подражанием Хичкоку», к концу американского проката «Пятницу, 13-е» посмотрел каждый второй житель США.

«Я хотел сделать фильм, который был бы похож на поездку по американским горкам»

Шон Каннингем

«Еще один фильм, в котором люди с психическими заболеваниями изображены как маньяки-убийцы. Этот укоренившейся стереотип просто не соответствует реальности — люди с такими заболеваниями, как, например, шизофрения, чаще всего сами оказываются жертвами. Они не насильники, грабители или убийцы, это их насилуют, грабят и убивают».

Дэнни Веддинг, клинический психолог, профессор бихевиористики и неврологии, 2014


«Кто вы, мистер Брукс?»

Режиссер Брюс Эванс, 2007

Фото: Metro-Goldwyn-Mayer

Классический триллер об успешном бизнесмене и примерном семьянине, в сознании которого живет еще одна личность, заставляющая его убивать людей.

«Нас интересовала история о зависимости. И если уж кто действительно зависим — так это серийный убийца»

Брюс Эванс

«Авторы пытаются показать нам, что у мистера Брукса психоз. У него действительно есть галлюцинации со сценами убийства, но нет никаких других симптомов какого-либо психического заболевания. Это просто еще один фильм, в котором герой якобы находится в состоянии психоза и из-за него причиняет боль другим»

Дэнни Веддинг, клинический психолог, профессор бихевиористики и неврологии, 2012


«До костей»

Режиссер Марти Ноксон, 2017

Фото: AMBI Group/Foxtail Entertainment

Фильм о том, как мучительная борьба с анорексией чуть не довела молодую девушку до гибели, критики посчитали «проницательным и чутким взглядом на болезнь». Специалисты отнеслись к фильму менее дружелюбно, в том числе и потому, что исполнительнице главное роли, Лили Коллинз, в подростковом возрасте страдавшей расстройством пищевого поведения, пришлось для съемок сильно похудеть.

«Прочитав сценарий, я поняла, что это важная тема, к которой нужно привлечь внимание. Тема анорексии до сих пор табуирована, но заболевание становится все более и более распространенным в нашем обществе. Если не рассказать сейчас, то когда?»

Лили Коллинз

«Расстройство пищевого поведения — очень серьезное психическое заболевание с самым высоким показателем самоубийств, а создатели фильма придают анорексии гламурный шик. Это ставит под угрозу многолетнюю работу Ассоциации защиты психического здоровья по дестигматизации расстройств пищевого поведения. Мы практически победили стереотипы о том, что этой болезни подвержены в основном девушки-подростки из благополучного среднего класса, мечтающие похудеть. Но фильм "До костей" снова вытаскивает их на свет»

Петиция к Netflix с требованием отменить выпуск фильма «До костей», 2017


«Сплит»

Режиссер М. Найт Шьямалан, 2017

Фото: Blinding Edge Pictures, Blumhouse Productions

Фильм о том, как над страдающим диссоциативным расстройством героем взяла власть самая жестокая из его 24 личностей и заставила похитить трех девушек для кровавого ритуала, был признан критиками «одним из самых шокирующих сюрпризов в истории кинематографа». Имея колоссальный успех у зрителей, «Сплит» способствовал первой по-настоящему бурной общественной дискуссии о пересмотре традиции изображения психических заболеваний в кино.

«Главный посыл фильма — ты в опасной для жизни ситуации, потому что ты хороший»

М. Найт Шьямалан

«Этот фильм демонизирует мучающихся от своего заболевания людей. Одной из причин диссоциативного расстройства личности является пережитое в детстве жестокое обращение. Демонизируя людей с таким диагнозом, фильмы мешают зрителю понять, насколько тяжело ему вообще было выжить»

Шелдон Ицковиц, клинический психолог, доктор наук, 2017


«Птичий короб»

Режиссер Сюзанна Бир, 2018

Фото: Universal Pictures, Bluegrass Films

Постапокалиптический хоррор, в котором мать с двумя детьми пытается спастись от нашествия монстров, при одном только взгляде на которых люди кончают с собой. Устоять перед непреодолимым желанием совершить суицид могут только пациенты психиатрических больниц — при виде монстров они становятся их приспешниками и подключаются к охоте на людей. «Птичий короб» стал самым популярным фильмом, снятым платформой Netflix, и спровоцировал новый виток дискуссии об этичном изображении психически больных людей в кино.

«Это фильм про материнство. Сотни лет мужчины нам рассказывали истории о материнстве, но проблема в том, что в их образе матери есть некоторая пассивность — она нежна, но она любит автоматически. На самом деле это не так, особенно когда дело доходит до выживания детей»

Сюзанна Бир

«Создатели фильма, очевидно, что-то пытаются нам сказать про людей с психическими заболеваниями — они, в отличие от "нормальных" людей, не совершают самоубийство при виде монстров, а становятся агентами зла и помогают истреблять человечество. Что это значит — неясно. Ясно одно: "Птичий короб" продолжает укоренившуюся в кинематографе традицию стигматизации людей с психиатрическими заболеваниями, изображая их очень опасными и очень жестокими»

Джесс Джохо, журналист, 2018

 

Ульяна Волохова

Вся лента