Спам-сообщения преодолевают все фильтры

Можно ли избавиться от нежелательных сообщений

Сбербанк оштрафовали за рассылку спама: на агрессивную СМС-рекламу пожаловался один из клиентов кредитной организации. В России уже несколько лет действует закон о защите абонентов сотовой связи от нежелательных текстовых и голосовых сообщений, но он, очевидно, не работает. Почему рекламодатели не боятся штрафов? И можно ли удались свой номер из спамерских баз? Выясняла Светлана Белова.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Эта история — едва ли не образец борьбы простого человека за свои потребительские права: жителю Челябинска регулярно приходили от Сбербанка СМС с предложением о кредите. Он попросил их не присылать и исключить свой номер из списка рассылки. Но это не помогло. Заявление в Федеральную антимонопольную службу решило проблему — банк не смог доказать, что получал разрешение на рассылку сообщений, СМС признали спамом и наложили штраф в 105 тыс. руб.

Вот только в большинстве случаев все по-другому: клиенты невнимательно читают договор и сами подписываются на рекламу, отмечает президент компании TWIGA Communication Group Александр Оганджанян: «Компании эти пункты, как правило, вносят в договор, а клиенты этот документ подписывают. Как только это происходит, открывается ящик Пандоры, из которого летят сообщения, которые только взбредут в голову специалистам в этих учреждениях.

Нужно просто внимательно читать бумаги и убирать из них пункты, по которым вы будете получать несанкционированную информацию.

Также следует понимать, что те же банки стараются законы не нарушать и, очевидно, они будут эти правила выполнять».

В самом Сбербанке газете «Коммерсантъ» пояснили, что челябинский инцидент связан со сбоем в процессе, куда вмешался человеческий фактор. Но эксперты рынка убеждены, тут ответственность лежит не только на банкирах, но и на операторе связи. Ведь именно он осуществляет спам-рассылку и, согласно правилам, должен убедиться, что все адресаты согласны на СМС, объясняет гендиректор оператора «Системы управления идентификацией» Светлана Белова: «При получении согласия надо в точности указывать, для каких целей, для передачи какому лицу и на какое время предполагается использование персональных данных. Потому что если истек этот срок, значит, нет права дальше обрабатывать информацию, и не надо больше использовать номер этого абонента».

Но это в идеале. На деле же базы с данными потенциальных клиентов для спам-рассылки — ходовой товары. И банки тут наименьшие нарушители, а вот малый бизнес спамит от души, особенно в интернете, где охватить огромную аудиторию можно всего по 6 коп. за абонента. И такой вид рекламы считается весьма эффективным, отметил владелец рекламного агентства «Amlinsky— креативные стратегии» Андрей Амлинский: «Это вещь достаточно утомительная, раздражительная для населения, но она работает.

То есть компании проще заплатить штраф, чем отказаться от такого инструмента.

Россияне довольно доверчивы, и на этом все строится. Дело во многом — в низком уровне образованности: люди хотят простым способом решить сложные задачи, например, разбогатеть или вылечиться прямо сейчас, тем более если им предлагают какие-то уникальные условия. Критическое сознание, как правило, отсутствует».

При этом жаловаться на спам в интернете практически бесполезно — остается пользоваться фильтрами. На СМС управу найти куда проще: можно отправить номер в «черный список» или пожаловаться в ФАС, как и сделал житель Челябинска. Письма оператору и в Роскомнадзор тоже неплохо. Возможно, весь спам это он не остановит, но хотя бы напомнит организатора рассылки правила игры.

Вся лента