Медицина по скайпу набирает обороты

Насколько эффективно работает сервис дистанционных консультаций

Алло, доктор на проводе: опция «телемедицина» стала все чаще встречаться в полисах ДМС. Возможность дистанционных консультаций появилась и в корпоративных программах. Нравится ли пациентам новый сервис? И как к такому формату работы относятся врачи? Разбиралась Светлана Белова.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Как известно, те, кто лечатся по справочникам, умрут от опечатки, а те, кто по телевизору — от смеха. А что насчет компьютера? Дистанционная видеоконсультация через интернет входит в тренд, она и быстрее и дешевле очного приема. Поговорить с врачом по скайпу — опция, доступная в большинстве полисов ДМС. Цена вопроса — не больше 10 тыс. руб. в год. Результат: у многих пациентов проблемы как рукой снимает, говорит управляющий партнер компании «Доктор рядом» Максим Чернин: «Статистика такова: 40% пациентов, которые позвонили на сервис или получили видеоконсультацию, снимают свои вопросы и не идут дальше в поликлинику.

Так что страховая компания тоже может сэкономить деньги.

Мировая статистика говорит о том, что 25% консультаций могут быть совершены дистанционно и не требуют потом очного посещения. 75% после консультации дальше все-таки требует посещения доктора».

Но и 25% хватило, чтобы мировой рынок дистанционной медицины достиг оборотов в $45 млрд. Российский появился всего пару лет назад, и с тех пор, скорее, тихонько развивается, чем бурно растет. Причины в том, что в ОМС телемедицина не предусмотрена, а частным клиникам, которые работают с полисами добровольного медицинского страхования, попасть в программу не так просто, пояснила директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович: «Первое — это соответствие определенным требованиям для системы. Второе — обязательное наличие у врачей УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписи — прим. ред.), а у граждан обязательной идентификации через портал госуслуг. Тут пока существует затык, потому что из тех негосударственных медицинских учреждений, которые я встречала, с этим сервисом интегрирован только один проект.

Еще одна регуляторная проблема — это суперограниченность телемедицинского сервиса».

«Суперограниченность» — означает, что по закону врач не имеет права дистанционно ставить диагнозы и назначать лечение. То есть при первичном обращении теледоктор выслушает, но все равно пригласит прийти на очный осмотр. Стало быть, услуга эффективно работает лишь на стадии вторичных консультаций, особенно удобно пациентам с хроническими заболеваниями, с которыми врач уже лично знаком.

Еще одной удачной находкой является телемедицина для туристов, считает начальник управления развития медицинского страхования компании «Ингосстрах» Дмитрий Шабунин: «Находясь за границей, при возникновении какого-то вопроса, не требующего экстренного вмешательства, застрахованный может получить консультацию на русском языке в том формате, который для него будет максимально комфортным. При необходимости также возможно подгрузить документы, фотографии лекарственных препаратов, а врач может дать рекомендации».

Но светлое будущее телемедицины, каким его видят сторонники, — это не просто дежурный доктор на проводе. Это возможность дистанционной консультации с узкими топовыми специалистами, где бы они ни находились, включая зарубежных звезд медицины, если, конечно, российское государство одобрит такие правила игры.

Вся лента