Ингушский оппозиционер критиковал без ненависти

Магомеду Хазбиеву смягчили приговор

Верховный суд Ингушетии на три месяца смягчил приговор оппозиционеру Магомеду Хазбиеву, сняв с него обвинение по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти к социальной группе). Основанием для преследования оппозиционера по этой статье стало заявления главы республики Юнус-Бека Евкурова, который расценил критику в свой адрес как оскорбление. После сокращения срока господин Хазбиев теперь уже через полгода сможет выйти на свободу. Между тем, защита намерена добиваться полного оправдания правозащитника, настаивая, что и другие обвинения — в незаконном хранении оружия, взрывчатки и боеприпасов — абсолютно незаконны.

Оппозиционер Магомед Хазбиев

Фото: Василий Максимов, Коммерсантъ

Верховный суд Ингушетии согласился с доводами защиты Магомеда Хазбиева, настаивавшей на том, что публичные выступления и видеообращения оппозиционера, содержавшие критику в адрес высокопоставленных республиканских чиновников, не имели признаков призывов к ненависти к кому бы то ни было. Сняв с оппозиционера обвинение по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти к социальной группе), Верховный суд республики смягчил и приговор Магасского городского суда, сократив срок пребывания в колонии-поселении на три месяца. При этом Верховный суд Ингушетии подтвердил вину оппозиционера в незаконном хранении оружия, боеприпасов и взрывчатки. По этим статьям ему осталось сидеть полгода.

В ноябре 2018 года Магасский суд Ингушетии признал Магомеда Хазбиева виновным сразу по четырем статьям УК РФ — ч. 1 ст. 282 (возбуждение ненависти к социальной группе), ч. 1 ст. 222 (незаконное хранение оружия), ч. 1 ст. 222.1 (незаконное хранение взрывчатых веществ и боеприпасов) и ст. 319 (оскорбление представителя власти). По последней статье оппозиционеру был назначен штраф в размере 10 тыс. руб., но от этого наказания он был освобожден в связи с истечением срока давности. По остальным статьям путем частичного сложения наказаний суд назначил Магомеду Хазбиеву два года 11 месяцев колонии-поселения и штраф в размере 50 тыс. руб.

Как ранее рассказывал “Ъ”, проблемы с правоохранительными органами у оппозиционера Хазбиева начались в 2015 году. Тогда в его доме был проведен обыск, поводом для которого стал запрос из полиции Ростова-на-Дону, разыскивавшей угнанный там Toyota Land Cruiser 200. В угоне иномарки ингушские полицейские подозревали оппозиционера и его близких родственников. Под предлогом поиска внедорожника правоохранители провели обыски также в доме родителей Магомеда Хазбиева и других его родственников. Впрочем, в ходе дальнейшего расследования, в котором приняли участие и ростовские полицейские, подозрения ингушских сотрудников не подтвердились.

Тем не менее преследование Магомеда Хазбиева не прекратилось: ингушские полицейские объявили, что во время обысков в доме оппозиционера нашли пистолет, патроны к нему, а также взрывчатые вещества. В результате в отношении оппозиционера было возбуждено новое уголовное дело.

Теперь защита намерена добиваться полного оправдания Хазбиева, считая, что власти преследовали его в отместку за критику и правозащитную деятельность.

«Никакого оружия или боеприпасов Хазбиев дома не хранил,— рассказала адвокат Хеда Ибриева.— Власти просто решили во что бы то ни стало посадить его за непримиримую позицию и острую критику. Легче всего это было сделать, подбросив патроны или наркотики».

Отметим, что Магомед Хазбиев прежде возглавлял ингушское региональное отделение партии ПАРНАС и был членом экспертного совета при российском омбудсмене, ранее его неоднократно привлекали к административной ответственности за проведение несанкционированных массовых акций.

Муса Мурадов

Вся лента