«Фестивали как чистый бизнес-проект в регионах нерентабельны»

Станислав Смольянинов, организатор рок-фестиваля «Чайка» (Воронеж), соорганизатор рок-фестиваля «Чернозем» (Тамбов)

— Каков был бюджет фестиваля «Чайка»?
— Порядка 10 млн руб. При этом у фестиваля не было ни господдержки, ни коммерческих спонсоров. Мы рассчитывали этот проект как исключительно наш, пытались на нем заработать.

— Но сделали вы только два фестиваля. Почему?
— Проект оказался нерентабельным. Казалось бы, можно было заработать, привезя несколько коллективов, которые и так собирают полные залы, но кумулятивный эффект не сработал. Причин этому две. Во-первых, Воронеж перенасыщен мероприятиями, у горожан большой выбор, куда и на что пойти, публику сложно удивить. Во-вторых, мы так и не нашли подходящую площадку для проекта: до места было неудобно добираться, а других вариантов мы в Воронеже не нашли.

— В Тамбове аналогичный «Чайке» «Чернозем» в 2019 году состоится в пятый раз. Почему проект выстрелил там?
— Там хватает своих культурных событий, но мероприятий подобного формата и масштаба не было. Для Тамбова такой рок-фестиваль стал настоящим праздником.

— Бюджет «Чернозема» остался на уровне «Чайки»?
— Нет. В 2018 году он составил порядка 40 млн руб.

Сценовая политика

Для фестивалей Черноземья прошлый год завершился в условиях снижения спонсорского интереса и пристального внимания чиновников к культурным мероприятиям.

Смотреть

— Фестиваль активно поддерживает региональная власть. Благодаря этому удается выходить в прибыль?
— Первый фестиваль прошел при поддержке местной власти, но получился совершенно убыточным. На втором появились какие-то спонсоры, это дало понимание правильно выбранного вектора. Мы в постоянном диалоге с администрацией региона, и последние два фестиваля дают прибыль. Но она мизерная. Мы строим город в чистом поле, это довольно недешево. А есть еще высшие силы, с которыми вообще невозможно договориться. Внезапный ураган 2016 года чуть не похоронил наш проект. Если посчитать все трудозатраты, то окажется, что пока выгодней сидеть в офисе на зарплате, чем заниматься организацией рок-фестиваля.

— То есть без поддержки государства или коммерческих спонсоров такого рода проекты существовать в регионах не могут?
— Да. Без какой-либо помощи со стороны такие региональные фестивали как чистый и самостоятельный бизнес-проект невозможны. Причина в том числе и в отношении к таким мероприятиям артистов. Музыканты их воспринимают как легкую возможность неплохо заработать и нередко требуют большие гонорары. Причем чем успешнее фестиваль, тем больше денег хотят артисты. Таким образом, организаторы попадают в бесконечный круговорот: фестиваль зарабатывает больше, но эти средства уходят на музыкантов.

Беседовал Александр Прытков

Вся лента