Календарь политкорректной мечты

Фотографии Альберта Уотсона в Мультимедиа Арт Музее

В Мультимедиа Арт Музее показывают фотографии из нового календаря Pirelli. Его автор — британский фотограф Альберт Уотсон, среди героев проекта, тема которого — «Мечты», актриса и модель Летиция Каста, балетный танцовщик Сергей Полунин и топ-модель Джиджи Хадид. В перипетиях отношений персонажей съемки разбирался Игорь Гребельников.

Ольга Свиблова и Альберт Уотсон показали новый календарь Pirelli

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Календарь Pirelli ежегодно приглашает в качестве авторов самых известных фотографов. Итальянский производитель шин предоставляет им карт-бланш в выборе тем и участников съемки, а судя по именам и качеству фотографий — еще и солидный бюджет. Выход каждого выпуска календаря становится обсуждаемым событием, а само издание — коллекционным.

Но многие десятилетия популярность календаря, выходящего с 1964 года, держалась не столько на громких именах, сколько на жанре. С самого начала это были исключительно снимки женщин (в основном моделей и актрис), сделанные фотографами-мужчинами для мужчин. Обнаженные тела и раскрепощенные позы умело поддерживали градус соблазна весь год: издатели и не скрывали, что, затевая подарочный настенный календарь, наследовали духу картинок пин-ап, призванных скрасить досуг одинокого мужчины. Виртуозно переосмысленные титулованными «глянцевыми» фотографами (среди них — Норман Паркинсон, Херб Ритц, Ричард Аведон, Питер Линдберг), они делали свое дело до тех пор, пока в новом веке феминистская критика не достучалась до общественного сознания. А еще новый виток дискуссий о браке, правах сексуальных меньшинств и людей с другим цветом кожи, о том, что биологический пол не обязан совпадать с психологическим,— и натренированное в призывных позах женское тело стало в календаре Pirelli уступать место совершенно другим образам.

В 2013 году Стив Маккарри, автор портрета афганской девочки-беженки, снимал моделей исключительно одетыми и только тех, у кого есть гражданская позиция, а рядом с ними на улицах — простых жителей Рио-де-Жанейро. В 2016 году Энни Лейбовиц сосредоточилась на женщинах, добившихся успеха, вроде совсем не молодых звезд контркультуры Патти Смит и Йоко Оно или теннисистки Серены Уильямс, чье мощное обнаженное тело страшно далеко от «глянцевых» канонов красоты.

Вот и 77-летнего Альберта Уотсона, автора более чем двухсот обложек Vogue, снимавшего новый календарь, не упрекнешь в ретроградстве. По его замыслу снимки должны напоминать кадры из фильмов — воображаемых историй четырех женщин, мечтающих о чем угодно, но только не о мужчинах (они у них либо есть, либо им не нужны). Фотографу и автору сценариев пришлось тщательно обдумать кастинг, чтобы избежать упреков в неполиткорректности, поэтому одна из героинь — темнокожая американская балерина Мисти Коупленд, а оскандалившегося гомофобскими постами танцора Сергея Полунина «нейтрализует» открытый гей — темнокожий солист Американского балета Кельвин Роял III.

Летиция Каста играет современную художницу, на манер Фриды Кало она позирует в окружении кактусов с попугаем на плече, Полунин — ее друг, с которым можно потанцевать танго, поваляться на диване или поспать рядом голышом, но очевидно, что она грезит признанием совсем другого рода.

Мисти Коупленд — состоявшаяся балерина, как и ее друг Кельвин Роял III, но мечтает и видит себя танцовщицей парижского кабаре: она снята и исполняющей классический прыжок, и в купальнике обвивающей шест.

Голливудская старлетка Джулия Гарнер играет фотографа, который снимает растения, но в основном мы видим ее позирующей среди тропических лесов, у себя дома или за стеклом автомобиля. И лишь один раз она наводит камеру — на обнаженную подругу, изогнувшуюся под раскидистым деревом (ее играет шведская модель Астрид Эйка).

Светской девушке в исполнении модели Джиджи Хадид просто скучно, она мается в пустом пентхаусе с видом на Нью-Йорк и не знает, о чем еще можно помечтать кроме невинной встречи с давним другом (фешен-дизайнер Александр Ванг).

Помимо фотографий, напечатанных в большом формате, на выставке есть кадры со съемочных площадок и небольшой документальный фильм, где участники объясняют своих персонажей и делятся опытом, а сам Уотсон не без тоски замечает, что «иногда мечтать далеко не просто».

Эти «Мечты», четыре истории, собранные в одном календаре, не перебивают друг друга, в настроении каждой из них есть ноты утомленности, растерянности, неопределенности, созвучные нашему времени. Альберт Уотсон будто делает успокоительные пассы в адрес нынешних баталий на темы гендера и новых типов отношений, доверяя прекрасным телам героев календаря мирные роли.

Вся лента