До Новой Москвы линия метро прокладывается с протестами

Чем недовольны горожане

Москвичи протестуют против новой ветки метро. Речь идет об участке от станции МЦК «Крымская» на юго-западе до Новой Москвы. Линия пока не имеет утвержденного названия и даже цвета, условно ее называют «Коммунарская». Московские власти запланировали ее еще в 2014-м и даже договорились о привлечении инженеров и инвесторов из Китая. Но жители Гагаринского, Академического и Ломоносовского районов оказались к этому не готовы. Чем недовольны москвичи? И есть ли необходимость в новой ветке метро? Разбирался Иван Якунин.

Фото: Константин Кокошкин, Коммерсантъ

120 млрд руб.— именно во столько оценивают строительство новой ветки метро, которая приведет в деревню Коммунарка. Ее население — меньше 20 тыс. человек. Завершить строительство планируют только через четыре года, но жители на юго-западе Москвы уже сейчас выступили против масштабного проекта, объясняя свое недовольство тем, что новые станции появятся прямо у них во дворах. Из-за этого вырубят сквер, появятся шум и грязь. Но главное — под вопросом оказалась безопасность домов, построенных в 1960-х. На эту тему местные активисты даже сняли ролик и выложили в интернет.

Мелкое заложение — это не новый тренд, все станции последнее время строят на небольшой глубине, так просто дешевле. Но для жителей это не аргумент: они собираются на митинги с плакатами из серии «Наш дом над пропастью метро» и даже запустили петицию на имя президента на сайте Change.org с призывом отменить строительство.

Больше всего жителей Гагаринского, Академического и Ленинского районов возмущает, что никто не спросил их мнения, говорит муниципальный депутат Елена Русакова: «Нас возмущает тот факт, что до того, как утвержден проект планировки и прошли публичные слушания, уже заключен контракт на строительно-монтажные работы.

Мы это видим на портале госзакупок, это контракт на 31 млрд руб., и закупка переведена в статус исполнения.

Мы вынуждены таким образом требовать расторжения этого контракта и прокурорского реагирования на то, как такое могло произойти».

Один из частых аргументов местных жителей в том, что эта ветка там просто не нужна, и никем из экспертов ее необходимость не доказана. Указывают, что в Коммунарку и так хотят проложить метро — через красную ветку, и жители деревни без проблем смогут уехать в центр. Но это представление ошибочно, говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин, который сам живет в Гагаринском районе: «Вопрос освоения новых территорий за МКАД не решен, людей оттуда надо как-то вывозить. Город ведет в Новой Москве не коттеджную малоэтажную застройку, которую в принципе могут обслужить автомобильные связи, а плотную многоэтажную застройку. В мире не придуманы технологии, когда жителей таких районов вывезут автомобилями. Мне как старому планировщику понятно, что это надо делать, но как местному жителю — зачем мне стройка за окном?».

Возникает вопрос, как достичь компромисса? Господин Блинкин полагает, что необходим очень аккуратный проект строительства новых станций: любая трещина на соседнем доме вызовет новую волну возмущения жителей. А что они получат, если стройка завершится без проблем? Возможно, вокруг новых станций появится благоустроенная территория. Впрочем, до этого еще далеко.

В департаменте строительства города Москвы не смогли предоставить «Коммерсантъ FM» оперативный комментарий.

Вся лента