Коммерсантъ FM

Fake news все возрасты покорны

Кто ведется на вымышленные новости и почему

Президентские выборы в США 2016 года сделали выражение «fake news» одним из самых часто употребляемых и не нуждающимся в переводе. Оно даже было признано составителями Collins Dictionary понятием 2017 года. Ученые же пытаются выяснить, насколько сильно фейковые новости влияют на восприятие людьми действительности и кто подвержен этому влиянию больше всего.

Фото: Reuters

Вскоре после президентских выборов 2016 года Pew Research Center провел опрос, в результате которого выяснились два важнейших момента. Первый заключался в том, что большинство американцев (64%) считали, что фейковые новости очень сильно влияют на восприятие событий. Второй момент фактически противоречил первому: 84% опрошенных заявили тогда, что способны отличить, где правда, а где вымысел.

Впрочем, довольно быстро выяснилось, что уверенность участников опроса в собственных силах была не совсем оправданной. В ходе еще одного опроса, проведенного теперь уже в июне 2018 года исследовательской компанией YouGov, 40% респондентов в США признались, что периодически принимают фейковые новости за правду и только потом узнают, что их обманули.

Примерно такой же неоднозначный ответ ученые получили и пытаясь выяснить, кто больше всего подвержен влиянию фейковых новостей. На этой неделе в журнале Science Advances было опубликовано исследование группы ученых из Принстонского и Нью-Йоркского университетов, которые нашли ответ на этот вопрос, причем, кажется, более чем правдоподобный: наиболее подверженная влиянию фейковых новостей категория людей — пожилые люди в возрасте от 65 лет.

Исследование проводилось с участием 3500 пользователей сети Facebook, которая стала одним из главных каналов распространения дезинформации. Проанализировав поведение пользователей в соцсети, исследователи выяснили, что лишь 8,5% из них делились когда-то фейковой новостью у себя в ленте. При этом среди пользователей старше 65 лет доля таких людей составила 11%, а среди молодежи (18–29 лет) — всего лишь 3%. При этом тенденция, по словам одного из авторов исследования, Эндрю Гесса, сохранялась и в том случае, если убирались такие факторы, как партийные и идеологические предпочтения. «Для меня это стало неожиданностью»,— заметил господин Гесс в интервью The Verge.

Впрочем, все оказалось не столь уж и безусловным. Исследование, о котором рассказал Science Advances, проходило только на базе пользователей Facebook в 2016 году, в период перед и после президентских выборов, когда fake news были относительной новинкой. Кроме того, определенную роль должно было сыграть и традиционное поведение пользователей ФБ: молодежь скорее будет делиться своими новостями, музыкой и фотографиями, а не публикациями СМИ, будь они правдивые или нет.

Более позднее, более широкое и менее привязанное к поведению в Facebook исследование YouGov показало совершенно иной результат: 41% американцев в возрасте от 18 до 34 лет, выяснили исследователи, хотя бы однажды поверил лживой новости. Среди пожилых людей (старше 65 лет) этот показатель 44%. То есть разница между этими двумя возрастными категориями невелика. Ключевую же роль играл не возраст, а приверженность к тому или иному источнику информации. Так, среди тех, кто предпочитает узнавать новости в интернете, поверили хотя бы раз в фейковую новость 33% опрошенных. А среди тех, кто предпочитают узнавать о событиях по телевизору,— 43%.

Фактически было доказано, что люди, для которых интернет — предпочтительный источник новостей, вообще воспринимают новости более критично, чем те, кто привык получать новости посредством телевидения.

Так ли страшны фейковые новости и действительно ли они определили судьбу президентских выборов в США? На этот вопрос попытались ответить научные сотрудники Государственного университета Огайо. Они провели опрос среди тех, кто был приверженцем демократов и поддерживал на предыдущих выборах Барака Обаму.

Исследование показало, что те, кто поверили в фальшивые новости, широко распространявшиеся в социальных сетях в ходе избирательной кампании, проголосовали за Дональда Трампа. В опрос были включены три фейковые истории: две, направленные против Хиллари Клинтон, и одна, выставляющая в положительном свете Дональда Трампа. Из тех, кто не поверил ни в одну из них, 89% отдали свой голос кандидату от демократов. Среди поверивших хотя бы в одну историю 61% проголосовал за госпожу Клинтон. Из тех же, кто поверил двум или трем фальшивым новостям, только 17% поддержали на выборах госпожу Клинтон.

Кирилл Сарханянц

Новости компаний Все

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...