Правильные продукты захватывают прилавки

Почему органик-маркеты становятся все востребованнее

Еще в 2015-м точек с полезной и фермерской едой было около двух сотен, а сейчас 700, выяснила компания Knight Frank. И, кстати, так называемые органик-маркеты занимают неплохую долю в продуктовом ритейле столицы — 16%. И, по прогнозам экспертов, цифра будет только расти. Почему москвичи начали закупаться в магазинах здорового питания? И легко ли открыть такой бизнес в разгар конкуренции? Об этом — Анна Никитина и Лилия Пономарева.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Скрэмбл с пшеничной фермерской колбасой, свекольный хумус с чесноком или козье мороженое, — все это продукция одного из московских магазинов для правильного питания. Везде яркие пометки: «органик», «без сахара», «без глютена» или, на худой конец, «веган». Только вот средний чек даже на товары, типичные для обычного продуктового, заметно высокий. Дело в том, что поставщики — натуральные хозяйства, и закупаться у них дороже, рассказал «Коммерсантъ FM» владелец фермерского кооператива LavkaLavka Борис Акимов: «Если магазин предполагает особый подход, то он не может ориентироваться на обычное снабжение сетевых супермаркетов. Ему нужно искать собственных поставщиков, довольно много ресурсов и денег уделять поиску продуктов, соответствию стандартам.

Это означает дополнительные вложения.

Соответственно, конечно, это и на цене товаров сказывается».

С трендом на правильное питание Москва сейчас стала почти Лос-Анджелесом, только там мода на так называемый ЗОЖ — здоровый образ жизни — все захватила еще много лет назад. Москвичи же в последнее время стали очень требовательны к качеству мяса и рыбы и молочную продукцию покупают фермерскую. А вот хорошие фрукты, несмотря на большой ассортимент, найти все еще сложно, рассказала фитнес-блогер Мария Соколова: «Я спортсменка и слежу за питанием. Мне важно, чтобы продукты были желательно фермерские, чтобы я была уверена в их качестве. Раньше было гораздо сложнее их найти. Сейчас открывается большое количество соответствующих магазинов. Практически нет дефицита никаких продуктов, и найти сейчас можно абсолютно все, помимо, возможно, каких-то фруктов».

По данным компании Knight Frank, в Москве продажи органических продуктов растут на 20%, а конкуренция в этом бизнесе становится все жестче. В погоне за вниманием клиентов продавцы фонтанируют идеями, например, при магазинах открываются кафе и наоборот. Посетителей подводят к стойкам для вегетарианцев, сыроедов, любителей японского чая и индийских специй. Чем интереснее будет товар, тем больше у него шансов остаться на рынке, сообщил основатель компании по производству мороженого «АйсКейк Эко», поставщик сети «ВкусВилл» Алексей Королев: «Наше производство отличается от промышленного широким ассортиментом базовых ингредиентов — у нас их много, порядка 120. На фабриках, где производятся, допустим, пломбир или эскимо, этих ингредиентов в районе 20. Еще один 2035-й вид эскимо неинтересно продавать, а вот, например, маршмеллоу с шоколадным печеньем — интересно».

Небольшие сети магазинов здорового питания сейчас чувствуют в Москве себя настолько уверенно, что начали даже понемногу конкурировать с крупными ритейлерами, теми самыми, супермаркеты которых есть в каждом спальном районе.

Более того, некоторые игроки еще недавно работали только в интернете, а сейчас открывают магазины в российской провинции, рассказала пиар-директор кафе и ресторанов «Вкус и Цвет» Анна Малярчук: «Из интернет-портала, где были всякие ЗОЖ-советы, мы перешли в офлайн-формат. Решили открыть сначала кафе — это было два года назад, потом у нас в течение полугода открылись все остальные пространства.

В Москве сейчас конкуренция достаточно высокая.

Очень сложно просто держать марку».

Сейчас магазины здорового питания, как правило, небольшие, максимум в 300 «квадратов», расположенные около жилых домов. Но аналитики уверены, что скоро органик-маркеты будут во всех торговых центрах, а затем займут целые гастрономические пространства и превратятся в точки притяжения горожан.

На волне перехода на здоровое питание россияне начали отказываться даже от традиционного новогоднего блюда — оливье. Все больше людей предпочитают отходить от салатов с майонезом, маслом и картофелем и все чаще для новогоднего стола выбирают овощи или греческий салат.

Вся лента