Крипторынок: конец игры, что дальше

Подводим итоги, строим прогнозы

Курсы цифровых денег в этом году рухнули на 70% и более. Однако те, кто инвестировал в криптовалюту два года назад, все равно остаются в плюсе.

Фото: Reuters

Купившие биткойн на пике цены в конце 2017 года сейчас кусают локти. В декабре семнадцатого биткойн рос на $0,5–1 тыс. в день. Многие предрекали ему вершины в $40 тыс. и даже $100 тыс. Покупка актива многим казалась более чем удачной инвестицией. В этом году ситуация изменилась. Сначала наступила некоторая стабилизация на уровне $6,5 тыс.— на этом уровне биткойн держался восемь месяцев. Все это время не утихали споры: «быки» считали, что дефицит цифрового актива и его популярность все же возьмут верх и биткойн выйдет на новый ценовой уровень. «Медведи» же настаивали: биткойн показал все, на что способен, его ждет неминуемое падение. В том споре выиграли «медведи»: 14 ноября курс крупнейшей криптовалюты стал стремительно падать, теряя по $1 тыс. за день. На рынке началась массовая распродажа актива. Рыночная капитализация биткойна, что на пике достигала почти $300 млрд, упала до $70 млрд.

У других популярных криптовалют дела обстоят еще хуже. Почти все они в той или иной степени коррелируют с курсом биткойна. Рипл (XRP), за который на пике давали по $3,82, в этом году подешевел более чем в десять раз. По состоянию на 26 ноября его курс составлял $0,37. Третий по капитализации на рынке эфириум (ETH), чья цена доходила до $1,2 тыс., также просел раз в десять. Сейчас за «эфир» дают около $110.

Если посмотреть на динамику цены криптовалют в этом году, покажется, что сейчас цифровые деньги на самом дне, что этот рынок ожидает бесславный конец. Однако если посмотреть графики за все время существования крипторынка, увидим, что стремительные взлеты и столь же крутые падения — характерная черта цифровых денег. К примеру, курс биткойна в декабре 2013 года поднимался до $1130 и падал до $200 к январю 2015 года. Но даже те, кто покупал биткойн два года назад, в ноябре 2016 года, к сегодняшнему дню умножили свой капитал более чем в пять раз. В ноябре 2016 года за него давали $700, в ноябре 2018-го — около $3,6 тыс. Волатильность в 30% за день — нормальная ситуация для крипторынка. Те, кто на нем работает давно, знают, что за каждым стремительным взлетом курса криптовалюты следует такое же быстрое падение, которое переходит в новый рост. История может повториться.

Инвестировать стоит только в биткойн и эфириум

Федор Наумов, управляющий партнер PFL Advisors

Федор Наумов, управляющий партнер PFL Advisors

Фото: Из личного архива

Волна паники на криптовалютном рынке сходит на нет, и у инвесторов, которые сбрасывали свои цифровые монеты, стали возникать логичные вопросы. И главный из них — стоит ли продолжать инвестировать в криптовалюты и если да, то в какие? Наибольшие шансы выжить и показать новый рост есть, по нашему мнению, у биткойна и эфириума. В эти активы можно вложить не более чем 0,5–1% личного благосостояния. Все остальные мы бы советовали продавать. Поясню, почему только этим двум валютам мы отдаем предпочтение.

Криптомир переживает тот же кризис, как и интернет после схлопывания пузыря NASDAQ в начале 2000-х годов. Тогда, как и сейчас, после эйфории «эта технология захватит мир» наступило отрезвление — «да кому она вообще нужна». Однако действительно значимые игроки — вроде Google и Amazon — выжили и стали очень крупными.

Выживет ли криптомир и блокчейн? Безусловно, да. Выживут ли текущие активы — в большинстве своем (а их более 2 тыс.) — конечно, нет. Выживут ли биткойн и эфириум? Окажутся ли полезными в будущем? Скорее да, чем все остальные.

Почему мы советуем инвестировать лишь 0,5–1% личного благосостояния в цифровые деньги? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Если случится криптореволюция и BTC, ETH ее возглавят, они могут вырасти в цене в сотни раз. Тогда даже 0,5–1% от благосостояния превратятся в 150–300% от текущих активов инвестора. А если же криптореволюция не наступит или BTC, ETH останутся за ее бортом, то потерю 0,5–1% активов легко пережить.

Можно также посмотреть на капитализацию всех криптовалют — сейчас она составляет около $130 млрд. Это менее 1% от стоимости всех активов в мире. Если в результате криптореволюции все другие активы обесценятся, то тот, у кого сегодня в кошельке 0,5–1% «крипты», будет как минимум так же богат, как и сегодня.

Как оценить перспективы роста в случае криптореволюции? Можно посмотреть на акции Amazon, одной из тех компаний, которая пережила крах «доткомов» и оказалась полезной людям. Со дна в 2000-х годах ее акции выросли почти в 300 раз. Но достаточно ли только купить биткойн и эфириум и больше ничего не делать? Конечно, нет гарантии, что именно эти активы будут полезны в будущем. Тем более что в этой сфере, несмотря на обвал цен, продолжают появляться новые проекты. За сферой нужно следить, чтобы не пропустить появление какого-нибудь «крипто-Facebook» — компаний нового поколения.

Есть ли у криптоактивов драйверы роста, которые могут радикально изменить ситуацию к лучшему? Во-первых, это приход на рынок институциональных инвесторов. Пока, правда, эти надежды не сбываются. Но есть отдельные яркие примеры — например, инвестиции от эндаумент-фонда Йельского университета, запуск институциональной платформы брокером Fidelity. Во-вторых, отказ государств от наличных денег в рамках повышения контроля за обществом, повышения собираемости налогов и т. п. В этом случае криптовалюты будут самым лучшим заменителем анонимной наличности.

Алексей Савкин

Вся лента