Москва поговорила с бизнесом по-европейски

Сергей Собянин обнадежил АЕБ отказом обсуждать частные соглашения

Мэр Москвы Сергей Собянин провел брифинг для членов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) — одной из крупнейших бизнес-ассоциаций, объединяющих иностранные компании в России. Главным и неожиданным моментом встречи стал официальный отказ от частных обсуждений с компаниями их проблем и проектов. Это произвело на АЕБ впечатление не меньшее, чем готовность правительства крупнейшего мегаполиса России к сотрудничеству.

На встрече с АЕБ мэр Москвы Сергей Собянин продемонстрировал намерение объединять усилия с бизнесом лишь строго в рамках «игры по правилам»

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Открытая встреча мэра Москвы с представителями АЕБ прошла впервые за 20 лет работы в России бизнес-ассоциации, первоначально объединявшей крупнейшие европейские компании в РФ. Формат встречи был обозначен как «брифинг» — представители АЕБ имели возможность задать вопросы руководителю власти в регионе, который, как правило, является ключевым для крупных компаний из ЕС.

Сергей Собянин выступил с краткой презентацией экономической стратегии Москвы, в которой демонстрировалась стабильность роста городской экономики и инвестиций в нее в нестабильных внешних условиях. Как подчеркнул мэр Москвы, в 2014–2015 годы «растерянность» из-за санкций и нефтяного кризиса вызывала у инвесторов опасение, что в Москве по итогам этих событий будет «темно, грязно и небезопасно». В 2018 году, подчеркнул мэр, вся статистика Москвы, связанная с экономикой, уже «в стабильном плюсе». На 2018 год ожидается рост реальных располагаемых доходов на 8%, сокращение свободных площадей коммерческой недвижимости до 8–12% с 20% несколько лет назад, стабильный рост инвестиций в город.

Задачи Москвы мэр видит в первую очередь в поддержании инфраструктурного строительства (в частности, достижение протяженности метро, аналогичной Нью-Йорку — 1 тыс. км, и полный отказ через несколько лет от дизельных автобусов в пользу электробусов), в сохранении человеческого капитала в городе в условиях оттока из РФ 200–300 тыс. образованных людей в год, в конкуренции с другими мировыми мегаполисами, в продолжении инновационной политики в иннопарках, в развитии медицины и росте товарооборота городской экономики. Сергей Собянин признал, что программа городского благоустройства последних лет была ориентирована преимущественно на увеличение турпотока с 7–8 млн до 20 млн в год, и пояснил АЕБ, что она, по сути, являлась самоокупаемой: Москва получает сейчас от туристов порядка 80 млрд руб. в год, что аналогично затратам на благоустройство.

Уже первый ответ на вопрос от АЕБ показал, что именно Сергей Собянин намерен продемонстрировать компаниям. В ответ на предложение обсудить возможности какой-либо городской программы по развитию технологий «интернета вещей» (IoT) мэр ясно дал понять, что такого рода обсуждения невозможны: Москва разыгрывает такие контракты исключительно на тендерах. Категорические отказы были даны и на предложения о возможности реализации Москвой с партнерами программы лекарственного страхования, а также на ряд частных вопросов, связанных с корпоративным транспортом. Сергей Собянин отказался даже раскрывать какие-либо цифры по объемам строительства в ближайшие годы в рамках жилищной реновации, сославшись на то, что эта информация являлась бы с его стороны инсайдерской (ФАС рассматривает ее обнародование как манипуляцию рынком). Впрочем, мэр пояснил, что «не верит в крайние сценарии» поведения цен на рынке жилой недвижимости из-за масштабного жилищного строительства.

Отметим, и вопросы о IoT-стратегии Москвы, и значительная часть вопросов о здравоохранении, и ряд других вопросов, задававшихся Сергею Собянину, совершенно не случайны. Москва, крупнейшая региональная экономика РФ, в существенно большей степени отличается устройством основных рынков от мегаполисов ЕС при сравнении с их странами: для компаний АЕБ Москва с ее управленческой и сервисной специализацией и достаточно уверенным отказом от стимулирования промпроизводства — по сути, отдельный рынок. Влияние на него внешних факторов, в том числе санкций, имеет отличающиеся от промышленного сектора результаты: как заявил мэр, диверсификация экономики города последних лет сделала кризисы «стандартными явлениями», к которым экономический рост в Москве устойчив.

При этом город ограничен в возможности решения части регуляторных проблем, находящихся в основном в федеральной компетенции. Так, Сергей Собянин в ответ на вопрос о высоком уровне штрафов для юрлиц за нарушение правил парковки подтвердил, что на последнем Госсовете передал в правительство РФ инициативу по привязке автоштрафов к доходу владельца автомобиля или к стоимости автомобиля, но подчеркнул, что это может быть лишь федеральным решением.

Судя по неофициальным отзывам, отказ Сергея Собянина от предложений обсудить частные проекты произвел на АЕБ очень хорошее впечатление: идея демонстративной «игры по правилам» при всей ее условности для компаний должна быть не менее привлекательной, чем образ правительства города, проявляющего энтузиазм к совместным проектам. Впрочем, еще в начале встречи мэр Москвы прямо объявил о целевом видении своей деятельности в этом отношении: «Бизнес будет выполнять свои функции в том случае, если свои будет исполнять госвласть».

Дмитрий Бутрин

Вся лента