Врачебные ошибки перейдут под юрисдикцию Следственного комитета

Нужно ли создавать специальный отдел для расследования подобных случаев

Расследовать дела о врачебных ошибках теперь будет специальный отдел в СКР. Такой приказ подписал глава ведомства Александр Бастрыкин. Об этом сообщает РБК. Преступлениями в сфере медицины займутся 28 следователей. По словам источника РБК, приказ — это подготовка к принятию новых уголовных статей, а также попытка довести количество следователей до «нормальной штатной численности управлений».

Фото: Александр Подгорчук, Коммерсантъ

Появление такого отдела вызывает тревогу у медицинского сообщества, говорит сопредседатель профсоюза медицинских работников «Действие» Андрей Коновал. По его словам, теперь так называемые «дела врачей» могут поставить на поток: «Создание ятрогенного отдела Следственным комитетом лежит в принципе в русле его политики, особенно в последние полтора года, когда резко возросло количество возбужденных дел по так называемым ятрогенным преступлениям, или их еще называют “по делам о врачебных ошибках”. Понятно, что нередко, по крайней мере, по внешним признакам, такие дела возбуждаются необъективно, с точки зрения многих медицинских профессионалов, необоснованно. Там как раз идет очень серьезное смешение понятий, например, врачебная ошибка, которая далеко не всегда является результатом преступных действий, халатности, а в значительной степени является объективной частью медицинской профессии. Далеко не всегда состояние медицинской науки позволяет правильно диагностировать болезнь. В итоге это может ударить не только по самим медикам, по профессиональному медицинскому сообществу, но и по самим пациентам. Если над врачом будет висеть постоянно угроза привлечения к уголовной ответственности, то даже в тех случаях, когда он вынужден идти на какой-то риск, связанный с медицинским вмешательством, он будет по понятным причинам избегать такой ответственности».

К работе в новых отделах вряд ли будут привлекать следователей, у которых есть образование или знания, связанные с медициной. Для объективного ведения дел достаточно просто опытных сотрудников, говорит бывший следователь, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский: «Для того чтобы расследовать такую категорию дел, как врачебные ошибки, освоить какую-то компетенцию либо курсы повышения квалификации не требуется по одной простой причине — при расследовании таких дел, как правило, назначаются судебно-медицинские экспертизы, которые устанавливают, а была ли врачебная ошибка. То есть для этого достаточно санкции суда: собрать все медицинские документы по лечению пациента, далее назначить судебно-медицинскую экспертизу для установления причиненного вреда здоровью, либо причины смерти человека. И по результатам этой экспертизы, а также допроса лечащего персонала, родственников потерпевшего, самого потерпевшего, если человек в живых остался, принять процессуальное решение о том, есть ли врачебная ошибка, либо ее нет. Главная суть таких дел — это компетентное заключение эксперта о причинах причинения вреда здоровью. Следователю быть в одном лице и следователем, и экспертом в области судебной медицины нет никакой необходимости.

Эксперты в области судебной медицины долго учатся по этой профессии, получают заработную плату и вполне способны самостоятельно написать соответствующее заключение.

Следователь только назначает экспертизу, получает заключение и уже оценивает, чтобы понять, а есть ли состав преступления в действиях врачей».

Создание отдела по расследованию преступлений врачей — реакция самого Бастрыкина на острую реакцию общества по таким случаям, полагает совладелец портала «Фонтанка.ру» Евгений Вышенков: «Александр Бастрыкин доказал исторически, как бы к нему ни относились, что он понимает, как надо реагировать на то, что происходит. В последнее время у нас возникают некие аномальные всплески общественного сознания по поводу врачебной ошибки. Александр Бастрыкин всегда как политик грамотно на это реагирует, он понимает, что именно это в тренде. Соответственно, он реагирует, создает некое подразделение. Пусть их там будет два следователя, неважно, он идет с законодательной инициативой и так далее. Теперь россияне будут знать, что если какой-то врач по недоумию или по другой причине сделал что-то плохое, обязательно последует наказание. Александр Бастрыкин в этом отношении политик, но все-таки не он зачинатель, не власть зачинатель всех этих направлений, а новости, которые возникают здесь и сейчас в неуправляемом хаосе».

По словам источника РБК, расследование врачебных ошибок теперь будет одним из приоритетных направлений работы следователей.

Глеб Силко

Вся лента