Бриллианты для «Победы»

Анна Сабова об истории и легендах, связанных с высшей наградой Великой Отечественной

75-летний юбилей отметила высшая награда Великой Отечественной войны и одна из самых знаменитых наград мира — орден «Победа». В коллекции Музеев Кремля этих наград девять. Об истории ее создания узнал «Огонек»

В Музеях Кремля внимательно следят за судьбой орденов

Фото: Музеи Кремля

Всего этих орденов было изготовлено 22. А в коллекции Музеев Кремля орденов «Победа» девять.

— За судьбой каждого из них мы следим, ведь это уникальная награда,— рассказывает «Огоньку» научный сотрудник Оружейной палаты Московского Кремля Мария Сарычева.— Она дала понять народу и союзникам — победа неизбежна.

Последняя капля

На первых полосах едва ли не всех советских газет 8 ноября 1943 года, в очередную годовщину Октябрьской революции, была одна новость: в Кремле подписан указ о создании ордена «Победа». Значение этого события переоценить трудно. Сталинград еще лежал в руинах после операции «Уран», на Курской дуге совсем недавно была сорвана немецкая наступательная операция, перспектива открытия второго фронта была неопределенной — и вдруг первая награда в честь победного конца еще не завершенной войны.

— Это название было выбрано не случайно,— пояснила Мария Сарычева.— Оно было важно и для внешней политики, потому что орден разрабатывался параллельно с организацией международной конференции в Тегеране, когда каждый месяц был на счету в борьбе за открытие второго фронта. Оно все откладывалось, союзники не хотели нести потери. Подтолкнула их к открытию второго фронта именно уверенность в неизбежности триумфа Советского Союза. Не последнюю роль в этом сыграло учреждение ордена «Победа».

Работа над созданием высшей военной награды Советского Союза шла под строжайшим контролем руководства страны. По значимости «Победа» не должна была уступать иностранным наградам, в том числе и одной из старейших в мире — ордену Бани, который Великобритания вручит советским военачальникам: Жуков станет почетным рыцарем Большого креста, а Конев и Рокоссовский — почетными рыцарями-командорами. Поэтому орден «За верность Родине», как он назывался изначально, предполагалось щедро усыпать бриллиантами, а работу над самим дизайном — доверить Александру Кузнецову, старшему художнику технического комитета Главного интендантского управления Красной армии. Помогали ему лучшие ювелиры с выучкой дореволюционных времен, которые успели поработать на легендарных предприятиях Фаберже, Овчинникова и других.

В итоге с учетом всех поправок появился уникальный для Советского Союза наградной знак. На двух пятиконечных звездах, положенных одна на другую и усыпанных 174 бриллиантами, с золотым рельефным изображением, не найти ни одного однозначного идеологического символа. Еще на этапе работы с эскизами было решено отказаться от профилей Ленина и Сталина, красного знамени и даже серпа с молотом в пользу более нейтрального и символического вида на Красную площадь. Орден должен был стать символом объединения не только настоящего и прошлого (так специалисты расшифровывают центральный медальон награды: стены и башни древнего Кремля рядом с красными звездами и мавзолеем Ленина), но и всех противников нацистской Германии, независимо от национальности и гражданства. Такой образ должен был соответствовать новому названию ордена — «Победа».

Судьбы и легенды

За многими из этих орденов тянется целый шлейф мифов и легенд. Одни — скорее курьезного характера. Например, говорят, уже после вручения маршалу Жукову ордена № 1 «За освобождение правобережной Украины» Верховный Главнокомандующий решил, что платиновое изображение на нем должно стать золотым. Кавалеру № 1 пришлось временно возвращать наградной знак для проведения «ремонтных» работ. В отношении другого ордена юридически был отменен сам факт его присуждения из-за несоответствия статуту, положению о вручении ордена.

Другие истории граничат с детективами, в которых наверняка известно только имя первого владельца. Как повелось с рыцарских времен, все награды, врученные главой страны, после смерти кавалера должны вернуться в казну. И все же судьба двух «Побед» до конца неизвестна специалистам.

— Они находятся в частных руках,— уточняет Мария Сарычева.— Мы в точности не знаем, где сейчас орден короля Михая I и орден маршала Польши Роля-Жимерского. На официальные запросы секретариат Михая I отвечал, что орденский знак не продавался, но слухи ходят. Мы слышали, что и потомки Роля-Жимерского орден продавали, но продать не смогли…

Только с началом XXI века удалось выполнить все пункты указа о вручении ордена от 1943 года, последний гласил: «Учредить, в знак особого отличия, мемориальную доску для внесения на нее имен кавалеров ордена "Победа"». На стене в Большом Кремлевском дворце должны были значиться имена всех кавалеров без исключения, в том числе и иностранных граждан (Монтгомери, Эйзенхауэра, короля Румынии Михая I, Броз Тито), рядом с именами героев русской армии как символ продолжения традиции Георгиевского креста.

— Но после войны резко поменялась политическая ситуация,— объяснила Мария Сарычева.— Иностранные имена помещать на стене в Кремлевском дворце было уже политически необоснованно. Началась холодная война, осложнились отношения с Броз Тито, Михай I был изгнан — Румыния стала советской республикой. Потом во времена Хрущева развенчали культ личности Сталина, дважды кавалера ордена, потом началась перестройка, а 1990-е и вовсе вошли в историю как эпоха отрицания советского наследия. Памятная доска была открыта только в 2000 году, когда наконец удалось освободиться от идеологических ограничений.

Анна Сабова

Лучше, конечно, деньгами

Традиция награждать медалями родилась в России

Каждый наградной знак в собрании Музеев Московского Кремля — это страница в истории страны. Всего по ним можно «прочесть» более четырех столетий начиная с XVII века, когда и слова-то «медаль» не было. Участников Крымских походов (1687-1689) награждали «жалованными золотыми» — например, князь Голицын свое «золото» носил на цепи. Считается, что традиция массового вручения медалей, сложившаяся в России, была перенята в Европе в конце XVIII века. Георгиевский крест — свидетель войны 1812 года, когда за неимением награды для унтер-офицеров недворянского звания пришлось изобрести знак отличия, который станет самой знаменитой наградой русской армии. После 1917 года царские награды отменили как сословно несправедливые и первых героев Гражданской войны награждали портсигарами, часами, иногда даже шароварами и куртками. А еще в этой коллекции крест Мальтийского ордена вместе с короной…

Наградам Великой Отечественной войны в целом и ордену «Победа» в частности среди всей этой пестрой коллекции из более чем 4600 экспонатов отведено особое место.

Вся лента