Программы лояльности на АЗС ставят на паузу

Почему игроки рынка отказываются от скидок клиентам

Из-за подорожавшего бензина автомобилистов лишают скидок на топливо. Как выяснил «Коммерсантъ FM», многие заправки сворачивают свои программы лояльности на фоне низкой доходности бизнеса. Платить больше придется и физическим, и юридическим лицам. Почему деньги сейчас стали важнее постоянных клиентов в будущем? И во что это обойдется водителям? Разбирался Григорий Колганов.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Бонусные баллы за потраченные рубли, бесплатный кофе и розыгрыши призов — российские водители успели привыкнуть к наградам от АЗС за постоянство. Координатор общественного проекта «Движение» Андрей Орел опробовал программы лояльности крупнейших столичных сетей и подсчитал, что экономия может достигать 10%: «Мною лично были протестированы несколько программ лояльности, когда начисляются баллы за заправку. По итогу после девятой-десятой заправки тебе в следующий раз бензин заливают бесплатно. Кроме того, многие банки-партнеры предлагают кэшбэк. Такие вещи работают, они приятны».

Но то, что раньше было способом удержать клиентов, теперь для многих АЗС — непозволительная роскошь. Владелец нескольких заправок в Оренбургской области Константин рассказал «Коммерсантъ FM», что больше не может давать водителям скидки, так как давно работает себе в убыток: «У нас есть своя программа лояльности — один балл за два литра бензина, балл равен рублю. Но сейчас думаем, как ее приостановить. Может быть, предложим клиентам тратить баллы у нас в магазинах, но не на покупку бензина.

Не в программе лояльности, конечно, дело, а в ценах.

Мы сейчас и так ничего не зарабатываем».

Отказ от скидок подтвердили и другие независимые АЗС. Однако наиболее интересные бонусы не у них, а у вертикально интегрированных компаний, которые сами и производят, и продают бензин. «Коммерсантъ FM» связался с распространителем программы лояльности одной из крупных сетей. По его словам, для обычных водителей пока ничего не изменится, а вот организации, заправляющиеся по безналу, сэкономить больше не смогут: «Для вас как физического лица все условия сохраняются. Изменения произошли для юридических лиц, которые заправляются по топливным картам.

Мы отменили все скидки по обслуживанию этих карт.

Когда-то мы брали комиссию 1%, но при этом давали скидку в размере 1%, то есть в целом компании-владельцы карт не переплачивали. Теперь эту опцию отменили и за обслуживание топливной карты берут 1%».

Как пишет газета «Коммерсантъ» со слов своих источников на рынке, условия по топливным картам для юрлиц ухудшают все крупнейшие нефтекомпании.

Транспортники это подтверждают — привычных скидок их лишили. А ведь грузоперевозчики доставляют товары и продовольствие в магазины. Если их услуги подорожают, это ощутят все, отметил советник по развитию группы компаний «Деловые линии» Андрей Воленко: «Нефтяные компании в последнее время действительно урезают или отменяют скидки. Таким образом, рост цен на топливо для транспортных компаний вместе с акцизами и другими факторами становится еще выше. Дальше у транспортных компаний встает вопрос либо ухода с рынка ввиду низкой маржинальности, либо повышения тарифов. При этом рост стоимости грузоперевозок разгоняет инфляцию».

Транспортные компании без скидок будут платить за топливо в среднем на 2-3% больше. Рядовые автолюбители при сворачивании программ лояльности лишатся одного-двух бесплатных полных баков в год. Россиянам пора привыкать ездить только на свои.

Ранее для стабилизации оптовых цен на топливо в рамках правительственных договоренностей Петербургская биржа ввела ограничения для трейдеров. Для них повышены ставки денежного обеспечения и увеличена неустойка. Кроме того, будут установлены штрафы за отказ от исполнения договора поставки.

Вся лента