Союз или подкуп?

Бизнес и его социальная ответственность

Редакция Русфонда открывает рубрику «Корпоративная социальная ответственность бизнеса». Тема, казалось бы, настолько обкатана за последнюю пару десятков лет, что стоит произнести КСО, как все понимают: это она, родимая,— Корпоративная Социальная Ответственность. Слово «бизнес» к аббревиатуре можно и не добавлять. И так все ясно. Назвался бизнесом — социально ответствуй! Хотя очевидно же: корпорация — это совсем не обязательно бизнес. В новой рубрике Русфонд намерен публиковать рассказы о лучших практиках отечественных бизнес-корпораций, о проблемах становления и путях развития этого движения в России.

Фото: Василий Попов, Коммерсантъ

Вопрос: вот это уже КСО или еще нет?

26 июля 2000 года ООН десятью принципами определила сущность КСО, выступив с инициативой Глобального договора, «направленного на поощрение социальной ответственности бизнеса». Договор стал результатом дискуссий, продолжавшихся в промышленно развитых странах в течение нескольких десятилетий. Однако споров меньше не стало. Так что такое КСО: союз бизнеса и государства в интересах общества? оброк, который бизнес платит Родине? или подкуп местных сообществ?

Занятная деталь: у нас в стране мало кому известно происхождение самого понятия «корпоративная социальная ответственность бизнеса». Так, русская «Википедия» сообщает: «Термин КСО повсеместно используется с начала 1970-х годов, хотя эта аббревиатура встречалась редко». Между тем понятие сформулировал и ввел в оборот еще в 1946 году социолог и философ, публицист, экономист, гуру теории и практики менеджмента Питер Друкер в книге «Концепция корпорации». Это книга о крупнейшей промышленной компании ХХ века General Motors: о ее менеджменте, ее организации «как социальной структуре, которая объединяет людей для удовлетворения экономических нужд и потребностей общества» — так писал сам автор спустя полвека, в 1993 году, в предисловии к седьмому изданию книги в США. Во многих странах «Концепция…» Друкера стала настольным пособием для школ бизнеса и даже теологических школ. А Национальная школа подготовки руководящих кадров для госаппарата Франции числит книгу первой в списке учебников.

Русского издания «Концепции корпорации» не существует.

Друкер, в частности, утверждал, что именно корпорации, где с середины ХХ века трудится большинство населения его страны, на деле несут ответственность за реализацию конституционных прав американцев — «за обеспечение неотъемлемого права на жизнь, свободу и стремление к счастью». Хотя Декларация независимости и возлагает эту ответственность на правительство.

Страсти вокруг «Концепции корпорации» разгорелись в том же 1946 году и не утихали как минимум еще 20 лет. Книгу не приняли многие промышленники, политологи и экономисты США. Не приняли ее и в General Motors: «Мы заботимся о продажах и прибыли, а Друкер указывает совсем на другие приоритеты». Будущий нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман в конце 1960-х писал: «Корпоративная социальная ответственность бизнеса сильно смахивает на подкуп местных сообществ». Фридман считал, что «единственная задача компании — получение максимума прибыли для акционеров, а филантропия есть сугубо частное дело».

У нас больших страстей вокруг КСО не наблюдалось в советское время, нет их и теперь. Первыми к Глобальному договору ООН в России присоединились АФК «Система» и «Русал» (2002 год). Сейчас российских участников Глобального договора свыше 50.

Кто-то у нас сводит социальную ответственность к филантропии. Для многих, особенно крупных, компаний это демонстрация лояльности к властным институтам. И есть действующие суперпроекты социального предпринимательства бизнеса.

Дорогие друзья, приглашаем к разговору! В стране накоплен порядочный опыт социальной активности больших и малых бизнес-компаний. Делитесь!

Лев Амбиндер, президент Русфонда, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

О Русфонде

Русфонд (Российский фонд помощи) создан осенью 1996 года для помощи авторам отчаянных писем в “Ъ”. Проверив письма, мы размещаем их в “Ъ”, на сайтах rusfond.ru, kommersant.ru, в эфире «Первого канала» и радио «Коммерсантъ FM», в социальных сетях, а также в 170 печатных, телевизионных и интернет-СМИ. Возможны переводы с банковских карт, электронной наличностью и SMS-сообщением (короткие номера 5541 ДОБРО, 5542 ДЕТИ, 5542 ДОНОР, 5542 ВАСЯ), в том числе из-за рубежа (подробности на rusfond.ru). Мы просто помогаем вам помогать. Всего собрано свыше 12,153 млрд руб. В 2018 году (на 11 октября) собрано 1 219 587 360 руб., помощь получили 1646 детей. Мы организуем и акции помощи в дни национальных катастроф. Русфонд — лауреат национальной премии «Серебряный лучник» за 2000 год. В 2017 году Русфонд вошел в реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг, получил благодарность Президента РФ за большой вклад в благотворительную деятельность и президентский грант на развитие Национального регистра доноров костного мозга.

Адрес фонда: 125315, г. Москва, а/я 110;

rusfond.ru; e-mail: rusfond@rusfond.ru

Приложения для айфона и андроида rusfond.ru/app

Телефон: 8-800-250-75-25 (звонок по России бесплатный), 8 (495) 926-35-63 с 10:00 до 20:00

Вся лента