Журналист-супергерой

Почему в супергеройском кино журналист — такая популярная профессия

Профессия журналиста, пожалуй, одна из самых мифологизированных. Во-первых, по общему мнению, это легко, весело и почетно, а во-вторых, никакими особенными умениями здесь обладать не надо, а потому кто угодно справится (особенно это убеждение укрепилось с повальным распространением блогерства). После выхода фильма «Веном», где главный персонаж в очередной раз журналист, «Коммерсантъ Стиль» решил разобраться, почему эта профессия столь привлекательна во вселенной супергероев.

Актер Том Харди в главной роли фантастического фильма «Веном», 2018

Фото: Columbia Pictures / Marvel Studios

Образ журналиста на экране давно превратился в штамп, но это сценаристов не останавливает: пишущим людям профессия близка, ведь многие авторы сценариев и сами когда-то оттачивали свое перо на газетных публикациях, да и писать проще про журналиста, чем, скажем, про зоолога или ювелира — тут специальных знаний не требуется.

Хотя сегодня всеобщая диджитализация как раз от самого журналиста требует владения таким количеством навыков и инструментов, что тут и до супергероя недалеко. Еще одна из причин выбора профессии журналиста для альтер эго супергероя — ежедневное столкновение с миром злодеев, которых необходимо в погоне за сенсацией громко разоблачать.

Комиксы всегда признавали важность написанного слова, важность говорить правду и значение свободы слова и свободной прессы в справедливом обществе.

Актер Том Харди в главной роли фантастического фильма «Веном», 2018

За примерами далеко ходить не надо: два самых известных супергероя из двух самых мощных мейнстримовых киновселенных — Marvel и DC — отметились работой в СМИ. Супермен в ипостаси Кларка Кента зарабатывал на хлеб репортером в газете Daily Planet, а Человек-паук, то есть под костюмом Питер Паркер, подхалтуривал в журнале фотографом. Причем Супермен относился к своей работе не абы как и однажды даже в одном из комиксов выступил с резкой критикой профессии, бурча про то, что «вот, мол, журналистика умерла, репортеры превратились в ходячие приложения к диктофонам, никто не хочет заниматься серьезными расследованиями, профессия деградирует, а ведь когда-то СМИ действительно были великой силой и несли правду в массы».

Из-за этих крамольных мыслей Супермен впал в немилость у начальства, поругался с редактором и из газеты его выперли — совсем как Довлатова. Хотя он был прав. Вот вам и встреча кино с реальностью.

Но сегодня такой образ «человека из газеты» только в кино и можно увидеть. Именно такого играет Том Харди в вышедшем недавно на экраны «Веноме».

Его персонаж журналист Эдди Брок пошел к инвестору сделать заказушное интервью, но вместо этого потребовал у владельца секретных лабораторий отчет о незаконных экспериментах. И в тот же день остался без работы, причем его не просто выставили вон из родной редакции, но и закрыли перед ним дверь в профессию — бедолага не мог устроиться даже в какие-нибудь «Вечерние известия свидетелей Иеговы». И это ему еще повезло, что он позволил себе такую творческую импровизацию в стране развитого капитализма, а не где-нибудь в областном центре РФ. Если бы Эдди наехал на губернатора или иную весомую фигуру у нас, его бы уже никакие инопланетяне не спасли. И снимал бы про его горькую участь не Рубен Фляйшер, а Юрий Быков.

Но кино делает слабого сильным с помощью чуда: в Эдди вселилась инопланетная форма жизни, симбиот по кличке Веном, одарив его невероятными способностями. Теперь Эдди не берут пули, а в качестве аргумента в диспуте он может в прямом смысле откусить оппоненту голову (крайне полезное, кстати, качество для акулы пера).

История Эдди закончилась неплохо: ушел из журналистики в спасители мира следом за Суперменом и Пауком. Гораздо более спокойная должность и платят лучше. Хотя, конечно, жаль, что ни один из супергероев не использовал свою чудо-силу на благо пятой власти.

Хоть в кино бы на независимую журналистику посмотрели.

Анастасия Рогова, кинокритик

Вся лента