Операторы едут на угле

Экспорт обеспечил рост железнодорожных перевозок

Рынок предоставления железнодорожного подвижного состава продолжает расти в условиях угольного бума. Экспортная конъюнктура способствует тому, что быстрее всего прирастает объем перевозок в инновационных (тяжеловесных) вагонах, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за первое полугодие. При этом операторы начали отказываться от аренды вагонов на фоне роста ставок. Одним из факторов, толкавших в первом полугодии ставку аренды вверх, на рынке называют снижение скорости движения на сети.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Железнодорожные операторы наращивают объемы перевозок за счет роста угольного рынка, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за первое полугодие. Тройка лидеров рейтинга не изменилась — Федеральная грузовая компания (ФГК, входит в ОАО РЖД) занимает первые места по всем показателям, кроме объема перевозок, где ее обогнала Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина, занимающая по другим показателям второе место; третье место — у Globaltrans. Однако, поясняет глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, наибольший рост объема перевозок показали компании, управляющие парком инновационных вагонов (с повышенной нагрузкой на ось, которые позволяют увезти больше плотного и тяжелого груза и наиболее востребованы в угольном секторе). Перевозки угля за шесть месяцев, по статистике ОАО РЖД, выросли на 5% к тому же периоду прошлого года (до 186,2 млн тонн). По данным рейтинга, объем перевозок СУЭК вырос на 34,8%, «Восток1520» — на 46,5%, ГК «Логистика 1520» — более чем вдвое.

В Первой тяжеловесной компании (ПТК) Сергея Генералова (в нее входит «Восток1520») пояснили, что рост перевозок в большегрузных вагонах отражает потребность рынка именно в этом подвижном составе. В первом полугодии компания перевезла 22,7 млн тонн угля, из них почти 2 млн тонн дополнительно за счет повышенной грузоподъемности парка, говорят в ПТК. При этом, подчеркивают в компании, она увеличила перевозки даже при повышенных объемах ремонта инфраструктуры. В июне замгендиректора ОАО РЖД Павел Иванов говорил, что по «тяжелым» видам ремонта монополия превзошла показатели прошлого года на 21%.

Как сообщили “Ъ” в ПГК, в сегменте перевозок вагонами с повышенной грузоподъемностью в последние годы наблюдается активный рост, но связан он преимущественно с увеличением отправок угля. «Такие вагоны эффективны на дальних маршрутах с высоким коэффициентом порожнего пробега, однако спрос на них постепенно снижается, поскольку грузовая база и количество выгодных направлений ограничены,— говорят в ПГК.— При этом в других сегментах они уже не так эффективны. В этих условиях тренд постепенно теряет свою актуальность».

Второй крупный тренд, рассказывает Михаил Бурмистров, в том, что впервые за долгое время в условиях резкого роста арендных ставок многие компании сократили арендный парк и постарались сосредоточиться на собственном подвижном составе. Это сказалось на объемах лидеров рынка, в том числе ФГК, ПГК и Globaltrans. Доля первой тройки в перевозках в первом полугодии действительно резко сократилась (на 5 процентных пунктов), до 31%, следует из рейтинга. Однако источник “Ъ” на рынке говорит, что падение доли первой тройки связано с комплексом причин, а не только с ростом арендной ставки, поскольку крупные операторы, как правило, заблаговременно берут парк в аренду и в больших объемах, что, в частности, предполагает скидки. Этот тренд скорее актуален для небольших компаний, которые занимаются спотовыми перевозками, говорит он.

Источник “Ъ” в отрасли отмечает как отдельный тренд первого полугодия, который повлиял на состояние парка на сети и, как следствие, привел к высоким арендным ставкам, увеличение оборота вагона. «В этом году на сети ОАО РЖД сильно завышены показатели простоев, количество брошенных поездов и ремонтных окон»,— говорит он. ОАО РЖД признавало снижение скорости движения: так, говорил в августе директор по коммерческой деятельности монополии Алексей Шило, в августе оборот вагона составил 14,1 суток, что на 1,5 суток больше, чем в апреле. Но монополия это объясняет в первую очередь увеличенным простоем вагонов в ожидании дефицитных запчастей (см. “Ъ” от 3 августа), а также ремонтами инфраструктуры.

Ставки предоставления вагонов на рынке в первом полугодии оставались на высоком уровне. По словам Михаила Бурмистрова, в сегменте полувагонов они все еще продолжали подрастать, достигнув уровня 1,60–1,8 тыс. руб. за вагон в сутки. Постепенная коррекция начнется с зимы 2019 года, полагает он.

Наталья Скорлыгина

Tоп-20 крупнейших железнодорожных операторов РФ в первом полугодии 2018 года

МестоПеревозкиГрузооборотКоличество вагонов
1-е полугодие 20182017в собственностив управлении
ФГК112111
UCL Rail (ПГК)221222
Globaltrans334635
«Нефтетранссервис»443444
«Трансойл»555896
РТК667953
«Восток 1520»778368
«Газпромтранс»881012129
«Трансконтейнер»9912101011
«Новотранс»1010951112
«Модум-Транс»*11151611710
СУЭК121167287
«ТФМ Оператор»1313111313
«РН-Транс»1412272316
ТГК151721181517
УГМК161617171620
«ЛУКОЙЛ-Транс»1714232822
«ИСР-Транс»182022311324
«Мечел-Транс»182213152221
«СИБУР-Транс»201824192314
«Евросиб-СПБ»211920161718
«Совфрахт»222118303415

*Бывшая «УВЗ-Логистик».

Источник: INFOLINE Rail Russia TOP.

Вся лента