Самая ранняя работа «титана Возрождения»

Дмитрий Буткевич — о плитке авторства да Винчи

Обозреватель «Ъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о новой находке авторства Леонардо да Винчи и спорах вокруг нее.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Вот и еще одну работу Леонардо да Винчи, доселе неизвестную, обнаружили итальянские исследователи. Так, кстати, происходит практически ежегодно. Очень уж мало атрибутированных работ титана Возрождения дошло до наших дней, да и те почти все в музеях. А в открытой продаже за последние 25 лет появлялось всего — внимание — десять его лотов! Девять акварелей и одна живопись, но какая — «Сальватор Мунди» («Спаситель мира»), $450 млн. Если есть спрос, появляются и предложения, причем в моих словах нет никакого подтекста. Ну, или почти нет.

Я имею в виду, что проводятся интенсивные поиски и исследования, которые часто становятся успешными. Только что в Риме на пресс-конференции объявили о такой новой находке. Профессор Эрнесто Солари вместе с экспертом по рукописям Иваной Бонфантино провел исследование маленькой квадратной керамической плитки с изображением прекрасного профиля Архангела Гавриила. Плитка, датированная 1471 годом, определяется ими как самая ранняя сохранившаяся работа Леонардо. Ему в 71-м было 18 лет. Они утверждают, что на плитке есть подсказки, указывающие на авторство юного гения. Это скрытые надписи и последовательность цифр, а также подпись Леонардо задом наперед — «зеркальным письмом». Вместе они складываются в кодированное сообщение, которое ученые перевели так: «Я, Леонардо да Винчи, родившийся в 1452 году, представил себя в виде Архангела Гавриила в 1471-м».

Профессор Солари рассказал, что ученые провели различные тесты, включая термолюминесценцию, и пришли к выводу, что плитка, принадлежащая герцогам Амальфи из Равелло, изготовлена в XV веке и была обожжена в керамической печи деда Леонардо по отцовской линии. Однако же известно, что в 1471 году незаконнорожденный юноша уже покинул дом в Винчи, где он вырос, и заканчивал обучение в мастерской Верроккьо во Флоренции.

Стоит ли упоминать, что другой круг экспертов по Леонардо категорически опровергает его авторство, в частности, знаменитый профессор Мартин Кемп. Он указывает, что «похожие на вермишель» волосы выглядят неубедительно. Думаю, всех рассудят грядущие аукционы.

Вся лента