1 сентября эконом-класса

Перед началом учебного года магазины недосчитались родителей

В этом году школьный шопинг увлек родителей меньше обычного. В последнюю неделю августа количество посетителей торговых центров Москвы стало самым низким за последние четыре года. Причина в желании потребителей продолжать экономить средства, направляя их в основном на еду и развлечения, и совершать больше покупок в интернет-магазинах.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

В последнюю неделю августа Shopping Index (количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговой площади) в торговых центрах Москвы стал самым низким за последние четыре года, следует из данных Watcom. Этот показатель в столице составил 442 пункта, уменьшившись на 11,1% к аналогичному периоду 2017 года и на 16,8% в сравнении с 2016 годом. Традиционное оживление на 35-й неделе (27 августа — 2 сентября), непосредственно предшествующей 1 сентября, оказалось в пределах среднего за последние четыре года (7% к началу августа) и не повлияло значительно на общий показатель. Похожую динамику Shopping Index демонстрирует и в Санкт-Петербурге, где за последнюю неделю августа показатель снизился на 2,5% к аналогичному периоду прошлого года.

Президент Watcom Роман Скороходов напоминает, что снижение Shopping Index перед началом учебного года происходит уже пять лет: такая динамика связана с продолжающейся экономией москвичей и петербуржцев на фоне кризисных явлений в экономике. По сравнению с докризисным 2013 годом показатель школьного шопинга (за две недели до 1 сентября) в Москве уменьшился на 37%, отмечают в Watcom. Отток посетителей из торгцентров, по словам господина Скороходова, происходит в онлайн-магазины и гипермаркеты. В перспективе трафик продолжит уменьшаться из-за перехода покупателей в e-commerce, прогнозирует управляющий партнер RedStone Индира Шафикова.

Снижение посещаемости происходит в основном в крупных торговых центрах площадью более 80 тыс. кв. м, констатирует ведущий аналитик «Магазина магазинов» Ярославна Шилова: по ее словам, спрос смещается в объекты районного формата. Индира Шафикова оценивает спад покупательского трафика в торгцентрах летом 2018 года в 5% к аналогичному периоду прошлого года. По ее словам, из-за продолжающегося снижения покупательной способности потребители экономят во всех сегментах, за исключением еды и развлечений.

Традиционно повышенный спрос в торгцентрах отмечался с 25 августа, но в этом году потребители отложили покупки на сентябрь, что также повлияло на отрицательные показатели августа, констатирует госпожа Шафикова. Ярославна Шилова называет противоположную причину: потребители заблаговременно подготовились к началу учебного сезона. Кроме того, в период школьного шопинга форма и канцтовары резко дорожают в торгцентрах, что приводит к их покупке в других местах, добавляет эксперт. При этом целевой шопинг, в том числе в последнюю неделю августа, мигрировал в ритейл-парки и онлайн-сегмент, отмечает управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» (управляет ТЦ «Видное Парк») Алексей Ванчугов.

На фоне общего спада трафика в торговых центрах некоторые ритейлеры все же отмечают сохранение интереса покупателей к приобретению товаров для учебы в преддверии 1 сентября. Так, в Zenden не видят снижения посещаемости по сравнению с предыдущим годом, уточнил представитель обувного ритейлера Александр Милых. В компании отмечают продолжающуюся из года в год положительную динамику в конце августа — как за счет возвращения потребителей из отпусков, так и благодаря маркетинговым стратегиям, направленным на приобретение обуви для детей и взрослых. А в «Детском мире» (95% магазинов расположены в торгцентрах) по итогам августа видят рост сопоставимого трафика на 10% к 2017 году. При этом в последнюю неделю августа трафик оказался на 14% выше среднего за предыдущие четыре недели.

Олег Мухин

Фотогалерея

День знаний

Смотреть

Вся лента