«Выставка получилась театральным действием в нескольких актах»

Дмитрий Буткевич — об экспозиции, посвященной 90-летию парка Горького

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает об экспозиции «Парк Горького: Фабрика счастливых людей», на которой представлены экспонаты из истории парка.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре открылась выставка «Парк Горького: Фабрика счастливых людей», посвященная 90-летию ЦПКиО имени Горького. Якобы именно так называл парк знаменитый американский фантаст и друг СССР Герберт Уэллс во время очередного посещения Советской России в 1934 году.

Выставка заняла два анфиладных этажа и построена в виде тотальной инсталляции, а проще говоря, художественно осмысленного краеведческого путешествия по истории парка от первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в 1923 году до наших дней. Организаторы жонглируют цифрами: более 500 фотографий, около 70 скульптур, более 30 телевизоров с видеохроникой, семиярусный фонтан с голицынской ротондой и девушкой с веслом.

Дело в том, что авторами экспозиции стали студенты ГИТИСа, экспериментальной мастерской Крымова-Каменьковича, — режиссеры, актеры, но, в первую очередь, сценографы. Поэтому выставка современного искусства получилась у них театральным действием в нескольких актах. Придерживаясь временной канвы, художники наполняют залы музея предметами быта и искусства, иногда аутентичными, иногда — только что выполненными на 3D-принтере. И фирменный «крымовский стиль»: вещи сами становятся экспонатами, актерами этого тотального перформативно-инсталляционного действия.

В выложенном из цветов портрете генералиссимуса открывается ящик-«секретик», как из детства, а внутри — имена репрессированных сотрудников парка. Комната-склад со следами только что вышедшего охранника — чашкой чая; тетрадь посещений хранит и убранную когда-то с аллеи за излишнюю сексуальность шадровскую «Девушку с веслом», и ярмарочные костюмы космонавта и клоуна, и идиотские в своем трюизме запретительные таблички. Карта парка предстает в виде деревянной проекции во всю стену, количество посетителей на разных объектах которой обозначают винтики с широкими шляпками.

Этим студентами я преподавал современное искусство, поэтому с удовольствием перечислю всех участников проекта. Аня Гребенникова, Лиза Гусева, Саша Дыхне, Аня Иткина, Маша Плавинская, Гриша Рахмилович, Женя Ржезникова, Оля Сизой.

Вся лента