ФАС вступила в борьбу за цены на бензин

Помогут ли предложенные службой меры повлиять на ситуацию

На топливном рынке снова заметны признаки кризиса, независимые сети АЗС уже предупредили о неминуемом скачке цен. Антимонопольная служба, в свою очередь, пытается спасти ситуацию и просит нефтекомпании остановить экспорт бензина до конца октября.

Фото: Игорь Иванов, Коммерсантъ

Остановка экспорта, как предполагают в ФАС, позволит не допустить дефицита бензина на российских заправках. Однако, как считает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, такие меры не повлияют на ситуацию: «Россия экспортирует где-то 3-4 млн тонн в год, это чуть меньше 10% от произведенного бензина. Причем топливо продается не в Европу, а в основном в Среднюю Азию. Раньше у нас его покупал Казахстан, который сейчас и сам нарастил производство качественного бензина. ФАС лихорадочно ищет способы, чтобы на фоне осенней остановки НПЗ на профилактику чего-нибудь не произошло.

Антимонопольная служба ищет способы как-то воздействовать на производителей, чтобы они не злоупотребляли экспортом.

Но если нефтяники поставляют на экспорт, то они поставляют не товарный бензин, а полуфабрикат, из которого делают затем бензин. Вот это надо закрыть: правительство может повысить пошлину и уменьшить привлекательность экспорта. Это наиболее эффективный способ, чтобы не оголять внутренний рынок и опосредованно воздействовать на динамику цен».

В ФАС заявляют, что уже договорились с «Сургутнефтегазом» о переориентации продаж на внутренний рынок.

«Коммерсантъ FM» решил расспросить независимых участников рынка о том, чувствуют ли они уже дефицит топлива на заправках?

Илья Мороз, генеральный директор компании «Солид-товарные рынки»: «Дефицита не ощущается, но основная тревога в том, что нефтяным компаниям не очень выгодно производить сейчас нефтепродукты для продажи на внутреннем рынке. Нефтяники либо заморозят производство, либо значительно его сократят. Если ситуация будет развиваться по такому сценарию, то возможен дефицит топлива».

Екатерина Савкина, совладелица саратовской сети заправок GP Vympel: «В нашем регионе проблемы с дефицитом топлива пока не наблюдаются. Прошла информация, что в Самарском регионе существует такая проблема. Это наши ближайшие соседи. У нас есть другая проблема — дефицит пропан-бутана на внутреннем рынке. Цены галопирующим образом росли, и, соответственно, товара на внутреннем рынке для всех потребителей не хватает».

В конце мая правительство снизило акцизы, а нефтяные компании согласились заморозить розничные цены. В результате пострадали независимые АЗС. Им пришлось держать цены выше, чем у монополистов, и в итоге терять клиентов.

Виктория Феофанова, Арина Крючкова

Вся лента