Агрегаторы такси ссылаются на страховку

На что может рассчитывать пассажир, попавший в ДТП

В начале недели в Москве произошла очередная громкая авария с участием такси: солист группы «Градусы» разбился на пути в аэропорт, когда его водитель просто заснул. В «Яндекс.Такси» сообщили, что он был застрахован, но в группе считают, что этого недостаточно. На что может рассчитывать пассажир такси, попавший в ДТП, выясняла Татьяна Гомозова.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Солист группы «Градусы» Роман Пашков попал в аварию, когда ехал в аэропорт Внуково. У него многочисленные ушибы, ссадина на лбу и повреждение пальцев. По его словам, водитель просто заснул на ходу. Пресс-секретарь «Яндекс.Такси» на момент подготовки материала был недоступен, но ранее в компании сообщили, что связались с господином Пашковым и передали данные в страховую компанию. Концертный директор группы Дмитрий Емельянов подтвердил эту информацию. Но он считает, что история еще не закончена: «Больше ничего конкретного они и не предложили. Мне очень много звонили обычные люди, которые попадали в такие же ситуации. Мне звонило очень много юристов, общественных деятелей, которые очень возмущены и уже так серьезно, может быть, какой-то иск».

Господин Емельянов подчеркнул, что в суд они пока не обращались, а решат, что делать, когда Пашков поправится. Пассажиры попадают в ДТП далеко не только с «Яндексом». Москвич Никита попал в похожую аварию с другим агрегатором и не смог добиться вообще никакой реакции: «Мы возвращались очень поздно с работы с коллегой, ехали в районе Смоленской, по-моему, и перед въездом в тоннель водитель уснул. Мы прямо въехали в бетонное ограждение на приличной скорости, нас начало крутить, я, получается, собой выломал переднее сидение. Первыми приехали ГИБДД, почему-то не стали все это оформлять, сказали, что молодой человек вызвался вас отвезти в травмпункт, мы уехали. После чего мы пытались звонить в диспетчерскую, какую-то компенсацию требовать, но, к сожалению, они работают в таком ключе, что не контролируют водителей такси. Никаких компенсаций и даже, по-моему, извинений не было в наш адрес».

По закону пассажир такси пока ничем не отличается от любого другого участника движения, а агрегатор действительно не отвечает за водителя, пояснил ведущий юрист компании «Европейская юридическая служба» Чермен Кассохов: «Каждый водитель, независимо от того, такси это или обычный транспорт, обязан страховать свою гражданскую ответственность. Следовательно, у него есть полис ОСАГО. Если в этом ДТП виноват таксист, его страховая должна будет производить выплаты потерпевшему. Можно обратиться к нему лично, можно обратиться через его работодателя, и его работодатель уже с ним будет разбираться. То есть он нам оплатит, а потом уже со своим работником будет разбираться».

Осенью прошлого года, после громкого ДТП с такси в Петербурге, депутат Госдумы Сергей Жигарев предложил обязать перевозчиков страховать жизнь и здоровье пассажиров, а агрегаторов заставить контролировать их. Законопроект все еще обсуждается, но может быть принят до конца года, сообщил господин Жигарев. В идеале, по его словам, схема должна работать так: «Агрегатор, который предоставляет услугу вызова такси, он несет ответственность перед пассажиром, что его поездка застрахована от физического ущерба, если, не дай бог, автомобиль попадет в аварию. Это уже ответственность компании такси, они обязаны предъявлять документ о том, что они застрахованы».

После того же случая в Петербурге «Яндекс.Такси» ввел собственную страховку пассажиров и водителей с компенсацией до 2 млн руб. Есть подобная программа у сервиса Wheely, сообщал о таких же планах Uber. Между тем, уже появились случаи успешных судов с агрегаторами. В феврале Верховный суд постановил, что они должны нести ответственность за ущерб пассажирам в случае ДТП и уже в мае Мосгорсуд взыскал с компании такси «Престиж» 664 тыс. руб. компенсации по иску родственников погибшей пассажирки. Максимальная выплата по ОСАГО составляет 500 тыс. руб.

Вся лента