Нефтяники пересаживаются на электромобили

Они видят альтернативный источник доходов в быстрорастущем рынке

Развитие электротранспорта может стать серьезной угрозой для нефтяных компаний. Поэтому они уже начали подстраиваться под грядущие изменения.

Фото: Jean-Paul Pelissie//File Photo, Reuters

Как следует из недавнего доклада Международного энергетического агентства (МЭА), количество электромобилей на дорогах мира достигло 3,7 млн штук. Пока это ничтожно мало по сравнению с мировым парком автотранспорта, который насчитывает более 1 млрд машин. Тем не менее, по прогнозу МЭА, уже к 2030 году электромобилей в мире может стать 125 млн, а при благоприятных условиях — и все 220 млн. При этом будет сокращаться доля машин с двигателями внутреннего сгорания. А это прямая угроза доходам нефтяных компаний. Поэтому крупнейшие нефтедобывающие компании уже начали готовиться к революции в мире транспорта.

Новым примером этого процесса стало инвестирование $20 млн британской BP в израильский стартап StoreDot, который занимается разработкой батарей с ультрабыстрой подзарядкой. В феврале британская корпорация вложила $5 млн в американский стартап FreeWire, который планирует развернуть сеть зарядочных станций в США и Европе. Суммы скромные для такого гиганта, как BP, но за последние пару лет таких примеров накопилось немало.

В октябре прошлого года Royal Dutch Shell (RDS) купила крупнейшего в Европе оператора зарядных станций для электромобилей NewMotion. В распоряжении этой компании более 30 тыс. станций в Западной Европе, а также еще 50 тыс. точек партнеров, доступ к которым получают клиенты NewMotion. А за месяц до соглашения с RDS компания договорилась о сотрудничестве с еще одним нефтегазовым гигантом — французской Total, чьи клиенты получили доступ к зарядным станциям датского оператора.

Total, к слову, занимается разработкой и собственной технологии зарядки автомобилей. Для этого корпорация приобрела в 2016 году за $1,1 млрд более 90% акций компании Saft Groupe.

В феврале Saft сформировала альянс с Siemens, Solvay и Manz, чтобы создать твердотелый аккумулятор нового поколения для электромобилей.

Альянс должен помочь европейским производителям выдержать конкуренцию со стороны Китая и США, которые уверенно лидируют на рынке аккумуляторов. На прошлой же неделе Saft объявила, что намерена вложить в разработку аккумуляторов нового поколения €200 млн.

BP 10 мая подписала меморандум о сотрудничестве с шанхайским инвестфондом NIO Capital, который занимается инвестициями в высокие технологии, связанные с автомобильной индустрией. Сюда входят создание сетей зарядных станций, новых комплектующих, включая аккумуляторы, и беспилотных автомобилей.

Последние привлекают нефтяных гигантов не меньше чем установка точек подзарядки. Например, в прошлом году венгерская MOL Group запустила собственный сервис такси. Пока парк компании насчитывает всего 300 машин, но треть из них — электромобили.

Крупнейший в мире экспортер нефти Саудовская Аравия также активно инвестирует в электромобили и мобильные сервисы такси. Так, в 2016 году Public Investment Fund приобрел 5-процентную долю в Uber, заплатив за нее $3,5 млрд. Кроме того, PIF является одним из крупных инвесторов SoftBank Vision Fund, который активно вкладывает средства в мобильные сервисы такси по всему миру.

Впрочем, в Саудовской Аравии пока довольно скептически относятся к разговорам о том, что углеродные источники энергии в скором времени станут никому не нужны, а мир пересядет на электромобили. «Многие ошибочно полагают, что электромобили так легко и просто заменят машины с двигателями внутреннего сгорания»,— заявил гендиректор Saudi Aramco Амин Нассер в феврале на конференции CERAWeek. По его словам, этот переход займет многие десятилетия.

К тому же электромобили, очевидно, нуждаются в электроэнергии, а ее в большинстве случаев по-прежнему получают от того же угля. Особенно это актуально для таких рынков, как Индия или Китай. Поэтому говорить о скором переходе этих стран на электромобили — преждевременно. А значит и спрос на бензин здесь сохранится, и нефтяным компаниям не стоит беспокоиться об отсутствии спроса на нефть.

Кирилл Сарханянц

Вся лента