Конституции Кубы добавят немного частного

Основной закон приведут в соответствие с реалиями

Куба делает первый шаг к принятию новой конституции, которая должна заменить принятый еще в 1976 году закон. Послезавтра парламент определит состав комиссии по разработке документа. Главным образом в нем закрепят уже прижившиеся на Кубе изменения вроде ограничения срока правления главы государства и легализации отдельных видов самозанятости. Однако кубинцев ждет и несколько нововведений. Так, в стране могут легализовать однополые браки и снять запрет на двойное гражданство. В основе политики, впрочем, по-прежнему будут лежать «идеи марксизма-ленинизма», а единственной партией останется Коммунистическая. Это не устраивает правозащитников, призывающих «убрать из конституции антидемократические статьи».

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Планы написать новую конституцию достались недавно пришедшему к власти Мигелю Диас-Канелю от Рауля Кастро, покинувшего пост председателя Госсовета в апреле этого года. Впервые идею переписать конституцию младший из братьев Кастро высказал еще в 2016 году. И наконец, в эту субботу парламент определит состав комиссии, которая и будет этим заниматься.

Действующая конституция Кубы была принята в 1976 году, а в 1992 и 2002 годах в нее вносились несущественные изменения. Однако с 2008 по 2018 год, когда страной управлял Рауль Кастро, на Кубе произошло множество изменений, которые теперь необходимо закрепить в основном законе.

Например, еще в 2011 году на VI съезде Компартии Рауль Кастро предложил ограничить свое пребывание у власти десятью годами. На VII съезде в 2016 году утвердили еще одно нововведение: теперь главой государства не могут избрать человека старше 60 лет, а глава Компартии должен быть не старше 70 лет. При этом Рауль Кастро действительно покинул пост председателя Госсовета спустя десять лет правления, хотя в конституции эта норма на момент его ухода отсутствовала.

Также в новой конституции закрепят возможность работы в частном секторе. Рауль Кастро признал законными более 200 видов самозанятости еще в 2010 году, и сейчас около 500 тыс. из 11,4 млн жителей Кубы работают не на государство. В конституции, однако, по-прежнему записано, что частного сектора в стране нет. Рауль Кастро, анонсируя внесение в закон изменений, впрочем, оговорился: «реставрации капитализма» на острове не произойдет, «частные предприятия будут действовать в строго очерченных рамках», а госкомпании сохранят ведущую роль в экономике.

В конституции могут появиться и принципиально новые пункты. По словам Мариэлы Кастро, дочери Рауля Кастро, планируется расширить права представителей ЛГБТ-сообщества. Госпожа Кастро, ведущая активную правозащитную деятельность и являющаяся депутатом кубинского парламента, настаивает на легализации однополых браков. Сейчас брак описывается в законодательстве как «добровольный союз между мужчиной и женщиной», но Мариэла Кастро хочет исключить из документа эту фразу. Помимо этого в новой конституции могут снять запрет на двойное гражданство, что станет хорошей новостью для кубинской диаспоры в США. По данным негосударственного Института миграционной политики в Вашингтоне на 2016 год, в США проживает около 1,3 млн кубинцев.

Впрочем, стратегические цели Кубы останутся прежними, пообещал ранее жителям острова Рауль Кастро.

В частности, за Компартией сохранится «руководящая роль» в государстве, а в основе политики страны останутся «идеи марксизма-ленинизма, мысли исторического лидера революции Фиделя Кастро, а также само дело революции».

В частности, останется нетронутой 53-я статья конституции, согласно которой свобода слова и печати гарантируется гражданам «в соответствии с целями социалистического общества». Это означает, что легализация частного сектора экономики не затронет СМИ — они останутся под контролем государства.

Отказ внести в новую конституцию существенные изменения вызвал недовольство оппозиционеров и правозащитников. Базирующаяся в Мадриде общественная организация «Кубинский центр мониторинга прав человека» 30 мая призвала власти Кубы убрать из нового основного закона «антидемократические статьи». К таковым организация отнесла пункты о верховенстве Компартии и о том, что СМИ могут распространять только информацию, которая служит на благо социалистического общества.

Рауль Кастро обещал обсудить новую конституцию с народом и вынести вопрос о ее принятии на референдум. Однако оппозиции в любом случае «не дадут возможность организовывать какие-то партии», поскольку «многопартийность на данном этапе совершенно точно отвергается», рассказывает “Ъ” советник директора Института Латинской Америки РАН Николай Калашников. В то же время он отмечает, что «любые изменения в конституции — важный процесс, который отражает изменения, происходящие в обществе». «Передача власти от Рауля Кастро к Мигелю Диас-Канелю подтверждает намерение соблюдать норму, согласно которой пост главы Госсовета можно занимать не более двух сроков по пять лет. Наравне с ограничением предельного возраста для назначения на высшие государственные посты это важный элемент демократизации»,— объясняет эксперт. После чего добавляет: «Впрочем, путь к многопартийности или свободе прессы это не открывает».

Екатерина Мареева

Десять реформ Рауля Кастро

Что изменилось на Кубе за десять лет правления младшего из братьев

Читать далее

Вся лента