«Мало быть официальным вице-премьером»

Дмитрий Дризе — об особой роли Антона Силуанова

В Санкт-Петербург в среду начинают съезжаться гости и участники Международного экономического форума. Мероприятие пройдет под девизом «Создавая экономику доверия». Негласно считается, что главный смысл форума — кулуарные переговоры, в том числе российской власти и высокопоставленных представителей других стран. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что нынешний форум станет своеобразной презентацией Антона Силуанова, которому доверили роль неофициального переговорщика с Западом.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Telegram по-прежнему работает, и в каналах распространяется версия, что за неофициальную, но очень важную должность — право быть ходатаем за Россию перед Западом — развернулась очень серьезная борьба. Ранее негласно считалось, что это место закреплено за Алексеем Кудриным, отчасти Игорем Шуваловым, а также Анатолием Чубайсом. Теперь же в результате продолжительных подковерных войн и согласований победил Антон Силуанов. Он, возможно, всех устроил — все группы влияния. А Алексей Кудрин, по сути, проиграл – отправился в Счетную палату. Хотя, конечно, он остается очень влиятельной фигурой – имеет прямой доступ к президенту. Но реформами уже не руководит и с западными представителями без галстуков не общается.

История похожа на правду еще и потому, что Антон Силуанов недавно удачно съездил в Америку, где поговорил со своим коллегой Стивеном Мнучиным. В результате вышло некое послабление санкций против «Русала». Негативный эффект фактически удалось снизить. Финансист финансиста всегда поймет: они же оба профессионалы — найдут, что сказать друг другу.

Понятно, что серьезные люди этого не могли не заметить, и наверху, видно, оценили. И вот карьера Антона Силуанова, можно сказать, резко пошла в гору — теперь он первый вице-премьер, возглавляет экономический блок.

Собственно, это направление – переговоры с Западом – для России всегда было главным. Хотя это вроде бы незаметная, неофициальная должность — в тиши кабинетов или в ресторане возможность поговорить по душам и снять острые вопросы. Так повелось еще в 90-е, когда нужно было добывать и продлевать иностранные кредиты, которые не было возможности отдавать. Нужно было спасать страну. Тогда ездил Чубайс, затем Касьянов — разруливал последствия дефолта 1998 года. Потом, кстати, он стал премьером.

И вот сейчас должность востребована как никогда – необходимо защищать родные капиталы. С Олегом Дерипаской кое-как утрясли, но вот у Романа Абрамовича проблемы – визу в Британию не дают.

В целом неофициальные должности — это общепринятая вещь в нынешней вертикали.

Официальным министром или вице-премьером быть мало — надо еще иметь влияние, и чтобы правильные люди тебя поддерживали. Вот тогда это верх карьерного роста.

На Петербургском форуме одно из главных мероприятий — неофициальная встреча Владимира Путина с иностранными инвесторами. То есть у нас по сути две реальности: в одной мы грозим кулаком, обещаем посадить тех, кто смеет исполнять западные санкции, а во второй – тихо, без огласки, обо всем договариваемся. Главное, и Запад тоже это устраивает – ему тоже надо трясти кулаком и слыть борцом за вечные ценности. Но все же понимают, что есть слова, а есть бизнес-выгода — в этом цинизм мировой политики.

Так что пожелаем удачи Антону Силуанову в его нелегком деле, которое имеет большую карьерную перспективу.

Вся лента