Ума палата

Ольга Волкова о бордер-колли

«Самая умная собака на свете — моя, а кто с этим не согласен, тот мне враг навеки!» — это говорит любовь, и она плевать хотела на рейтинги, почти единогласно называющие самой умной из всех пород трудолюбивого шотландского пастушка бордер-колли.

Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Все знают классическую колли, Лесси, спасающую заблудившихся детей и попавших впросак старушек. Между тем «колли» — это общее название шотландских овчарок. Ну а «бордер» — это по-английски «граница». Что без каких-либо экивоков говорит: порода эта возникла где-то на границе между Англией и Шотландией. Там, в горах, среди утесов и обрывов, эти собаки с незапамятных времен сопровождали отары овец и непрерывно повышали свой интеллектуальный уровень. Уберечь овечек на таком ландшафте могла отнюдь не каждая собака — и фермеры, прежде чем доверить им скотину, устраивали бордер-колли серьезные испытания. Кандидатам в пастухи приходилось проходить что-то вроде полосы препятствий — их заводили в горы, выбирая при этом маршрут посложнее, с множеством рельефных излишеств, а потом велели идти домой. И ждали, кто придет первым (и невредимым). Победитель не просто становился официальной овчаркой, он еще и получал преимущественное право размножаться. Вот так в породе закрепились ум и сообразительность. Ну а соревнования пастушьим собакам устраивают до сих пор — кому интересно, как это происходит, может пересмотреть поучительный фильм «Бейб: четвероногий малыш», где в роли собак снимались как раз бордер-колли.

Веками собаки этой породы отбирались за свои рабочие качества, а вовсе не за красоту. Вот и получились они хоть и вполне симпатичными, но немного простецкими — нет в них ни величественности, ни аристократизма, они не преисполнены важности и не страдают от завышенной самооценки. Зато в наличии огненный темперамент, общепризнанный интеллект и могучая харизма. Словом, по части обаяния эти скромные с виду собаки легко оставляют позади многих общепризнанных красавцев (которые, не будем ни на кого показывать пальцем, часто занимают призовые места в рейтинге самых глупых пород вселенной).

Происхождение породы туманно, как британское утро. Скорее всего, предки бордер-колли, разнокалиберные пастушьи собаки английских и шотландских деревень, на досуге заглядывали друг к другу в гости. А еще их навещали собаки викингов — пока воинственные скандинавы грабили местных жителей, их корабельные псы тоже не теряли времени даром. Все они смешивались — и досмешивались до такой вот средних (около 20 кг) размеров собаки с забавными, не до конца стоячими треугольными ушками и смекалистой физиономией. В точности известно лишь время первого письменного упоминания о таких собаках — предки нынешних бордеров совершенно точно пасли овец уже в XVI веке. А в 1860 году они показались на собачьей выставке, где их заметила и весьма одобрила прямо сама королева Виктория.

А кто бы их не одобрил? Они ведь такие обаятельные! Причем сила их обаяния не зависит от длины шерсти — а бордеры бывают как длинно-, так и короткошерстными,— или окраса (смеси белого и черного, серого, коричневого, мраморного — главное, чтобы белый цвет не был преобладающим). Видимо, все дело в изумительном характере, который у этих собак буквально на лице написан — бордер-колли обычно выглядит бодрым, счастливым и веселым созданием, готовым подписаться на любое приключение.

Собаки этой породы полны энтузиазма, поэтому людям, мечтающим о покое лежа на диване, эти пограничные овчарки категорически запрещены. Бордер-колли энергичны и неутомимы — если надо, они могут за день пробежать километров восемьдесят, а потом еще и в мячик поиграют. Конечно, полежать на диване они тоже не прочь, но только после восьмичасового рабочего дня. А лучше двенадцатичасового: эти собаки — истинные трудоголики. Причем им в удовольствие и овец пасти, и дом охранять, и спасателями трудиться, и за велосипедистом бегать. И спортом заниматься: между прочим, большая часть победителей аджилити — именно бордер-колли. В общем, эти собаки способны буквально на все. Кроме разве что собачьих боев — во-первых, это запрещено, а во-вторых, бордер-колли не драчливы. Любую встречную собаку они рассматривают исключительно на предмет «а можно ли с ней побегать?». Впрочем, побегать они готовы за кем и чем угодно — за кошками, машинами, детьми, скейтбордистами, воронами. И это может стать проблемой. Словом, городского бордер-колли лучше выгуливать на поводке, при этом напряженно размышляя о том, где бы дать ему выбегаться. И не только для того, чтобы избавить бодрую собаку от переизбытка энергии — на бегущего бордера просто очень приятно смотреть. Он легок, грациозен и быстр, и как-то так нетипично перебирает лапами, что кажется — собака не бежит, а вроде как крадется, только с невероятной скоростью.

Вот так, почти стелясь по земле шустрой змеей, бордер обегает доверенное ему стадо, собирает овец в кучку и направляет их на верный путь. Ну а в домашних условиях эта собака пытается проделать то же самое с членами своей человеческой семьи — она уверена, что люди непременно нуждаются в пригляде, и старается скомпоновать их как-нибудь поаккуратней. Всех прочих домашних питомцев — других собак, кошек, морских свинок — бордер-колли тоже считает зоной своей ответственности. Правда, не каждая кошка согласится, чтобы ей руководила какая-то там овчарка, пусть даже и пограничная. От этого в доме могут возникнуть конфликты, но бордер-колли как-то все сам уладит. Ну а от маленьких детей эти собаки вообще ни на секунду не отрывают бдительного взгляда, поэтому на них нередко навешивают обязанности няньки.

Правда, плохо воспитанный бордер-колли, стараясь согнать в кучу свою семью, может сгоряча приняться пощипывать людей за ноги, чтоб пошевеливались. Но зачем же оставлять собаку плохо воспитанной? Тем более что воспитать ее нетрудно, бордер-колли нуждаются в интеллектуальной нагрузке и тянутся к знаниям, как юный Ломоносов — а если оставить их без образования, они, по сути своей совсем не склонные к пакостничеству, сами придумают себе упражнения на сообразительность. То есть они могут начать хулиганить. Причем эти колли не просто сжуют ваш любимый ботинок — они запросто откроют дверь в комнату, без проблем проникнут в шкаф, где, как вы думали, надежно спрятан ботинок, ловко извлекут его из коробки — и уж потом сжуют. А все от скуки! А нахулиганив, эти собачьи гении часто пытаются скрыть последствия своих безобразий — они не любят, когда ими недовольны и вполне могут прикрыть съеденный ботинок газеткой.

Фанаты породы уверяют, что интеллект этих собак ничем не уступает уму трехлетнего ребенка. А словарный запас бордер-колли, может, и побольше детского — так, некто Рико выучил около трехсот слов. То есть помимо традиционных «ко мне» и «гулять» он знал еще и названия всех своих игрушек, а их у него было нереально много, и никогда не путал не просто бегемотика с кроличком, но даже синий мячик с красным мячиком или мамину тапочку с тапочкой папиной. Он почти всегда приносил именно то, что заказывали — ну а когда его просили подать нечто новое, специально только что подложенное в кучу его игрушек, этот гений включал логику, действуя методом исключения, и приносил именно тот предмет, с которым он незнаком.

Ну а некоторые команды эти собаки, бывает, выполняют еще до того, как они произнесены вслух. Телепаты!

Бордер-колли легко учатся, но только пока изучаемый предмет им интересен. Вообще-то эти собаки способны запомнить новую команду с первого раза, поэтому нудного повторения они не одобряют, скучно. Заскучав, этот хитрец прямо на глазах принимается глупеть: смотрит на хозяина бессмысленными глазками-пуговками, зевает, чешется, как бы засыпает, или делает вид, что оглох. Может притвориться больным, некоторые даже хромать начинают. Это ужасно мило, но потакать таким выходкам не стоит, ведь бордер-колли проверяет границы дозволенного. И если человек не обратит внимания на внезапный собачий недуг, умница бордер вскоре перестанет валять дурака.

Они прекрасно чувствуют настроение хозяев: не липнут к уставшим, утешают несчастных, скачут вокруг радостных и никогда никого не раздражают. Несмотря на кипучую энергию, бордер-колли очень деликатны, они понимают, когда им рады, а когда нет. И если хозяевам не до нее, собака просто сидит в сторонке, наблюдает за стадом и ждет своего часа.

Что до технической стороны содержания этой собаки, стоящей в среднем тысяч 40–50, но иногда 20 или 100, то тут никаких сложностей не предвидится, разве что длинношерстный вариант придется расчесывать. Живут бордеры лет по 16, бывает и дольше, настроение у них всегда отличное, готовность к подвигам — постоянная, любовь к людям и окружающему миру — непреходящая. Их единственный недостаток — это хитрость. Хотя, если подумать, какой же это недостаток?

Вся лента