Газовые турбины большой сложности

«Силовые машины» могут войти в проект «Ростеха»

«Силовые машины» Алексея Мордашова, который на прошлой неделе заявил премьер-министру России Дмитрию Медведеву о готовности разработать отечественную газовую турбину большой мощности, могут войти в аналогичный проект «Ростеха», «Роснано» и «Интер РАО» по созданию турбины ГТД-110М. Новый участник может принести дополнительные компетенции и инвестиции, а объединение усилий может снять риск параллельной реализации двух конкурирующих проектов. Но доработка ГТД-110М уже затягивается: в декабре 2017 года на стендовых испытаниях машины произошла авария.

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

«Ростех» и «Силовые машины» Алексея Мордашова обсуждают СП для создания российской газовой турбины большой мощности ГТД-110М, сообщил сегодня заместитель главы госкорпорации Дмитрий Леликов ТАСС, эту информацию затем подтвердили и в Объединенной двигателестроительной компании (ОДК) «Ростеха». Помимо «ОДК-Сатурн» в проекте ГТД-110М также уже участвуют «Роснано» и «Интер РАО».

По словам господина Леликова, «Ростех» предложил «Силмашу» войти в проект, так как эта компания «является мощным игроком на рынке энергетического машиностроения, у нее есть необходимые компетенции и незагруженные мощности для крупноузловой и финальной сборки машин данного класса». Проекту необходимы дополнительные инвестиции, добавил топ-менеджер, которые могут быть обеспечены за счет механизмов ГЧП. В формате СП могут быть использованы наработки «Ростеха», а также опыт и производственные площадки «Силовых машин».

Напомним, отсутствие в России собственных технологий больших газовых турбин привело к критической зависимости от импорта или продукции СП «Силовых машин» с немецкой Siemens, собирающего такое оборудование на площадке в Санкт-Петербурге. Результатом стало то, что в условиях западных санкций структуры «Ростеха» не смогли напрямую купить такие турбины для новых ТЭС в Крыму.

Для импортозамещения в этой сфере пришлось реанимировать проект ГТД-110М, который был фактически закрыт еще в конце прошлого десятилетия: тогда турбина была разработана, но испытания завершены не были (образцы в опытной эксплуатации показали себя не лучшим образом, и энергетики от них отказались в пользу импортных технологий). Новый цикл испытаний ГТД-110 должен был быть завершен к середине текущего года, на этот же год был назначен запуск оборудования в серийное производство.

Но сроки выхода ГТД-110М, возможно, будут сдвинуты вправо из-за поломки оборудования в ходе испытаний еще в декабре 2017 года.

В ИЦ «Газотурбинные технологии» (проектная компания по модернизации турбины, контролируется «Интер РАО» и «Роснано») “Ъ” сообщили, что в процессе тестовых испытаний произошла авария, в результате которой турбина действительно была повреждена.

«Целью испытаний было выявить недостатки конструкции, чтобы избежать серьезных инцидентов в процессе промышленной эксплуатации в энергосистеме»,— сообщили в компании. В ОДК считают, что поломка не является для проекта «фатальной»: «Неисправность может быть устранена. Соответствующие работы уже ведутся».

При этом на прошлой неделе владелец подпавших под санкции США «Силовых машин» Алексей Мордашов публично просил премьера о широких мерах поддержки, в том числе преференциях на внутреннем рынке, без которых, по мнению бизнесмена, «российскому энергомашиностроению не выжить вовсе». По словам господина Мордашова, «Силмашу» нужны госгарантии для выхода на зарубежные рынки и госпомощь в привлечении финансирования под новые проекты.

Председатель совета директоров ПАО «Силовые машины» Алексей Мордашов

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Тогда же он обещал разработать технологию газовых турбин большой мощности, если государство готово софинансировать проект в части НИОКР. Как отмечал “Ъ”, это создает риски параллельной реализации двух проектов — «Ростеха» и «Силовых машин», что вызывало вопросы об окупаемости: найти достаточно емкий рынок для двух моделей довольно затруднительно.

Татьяна Дятел

Вся лента