10 фильмов фестиваля «ДОКер»

Выбор Ксении Рождественской

В кинотеатре «Каро 11 Октябрь» начинаются показы Международного фестиваля документального кино «ДОКер». Weekend выбрал самые интересные фильмы из разных программ фестиваля


основной конкурс

За пределом Марта Прус

Спортивный триллер. Российская художественная гимнастка Маргарита Мамун готовится к Олимпиаде в Рио, ее тренируют Амина Зарипова и Ирина Винер-Усманова. Полнометражный дебют польской кинематографистки Марты Прус, которая сама когда-то занималась гимнастикой, рассказывает историю победы, но это борьба не только за олимпийское золото, но еще и за то, чтобы остаться самой собой. Фильм смонтирован как игровое кино — и смотрится как большая драма вроде «Одержимости» Дэмиена Шазелла.

13 апреля, 20.00
14 апреля, 13.30


Проект «Бабушка» Балинт Ревес

Трое веселых дуралеев катают своих бабушек по Европе и болтают с ними о прошлом. Немецкая бабушка боготворила Гитлера и до сих пор вспоминает, как национал-социалистический флаг трепетал на ветру. «Война,— говорит английская бабушка,— была таким милым временем, все так хорошо относились друг к другу». Она была шпионкой, перехватывала шифровки. Третья, венгерская бабушка, признается, что ей до сих пор снится концлагерь. Если «Двоюродный дядя» Алана Берлинера рассказывал о том, как распадается память и стирается личная история, то в «Проекте „Бабушка"» история передается по наследству и состоит из мелких правд, так что уже неважно, насколько точно человек помнит свою жизнь. Обаятельный, смешной и глубокий фильм венгерского режиссера Балинта Ревеса получил приз на фестивале DOK Leipzig как выдающийся восточноевропейский документальный фильм.

14 апреля, 18.10


Когда Бог спит Тилль Шаудер

Триллер о молодом иранском музыканте, которому объявили фетву — теперь любой правоверный может его убить за то, что в своих песнях он критикует ислам. Рэпер Шахин Наджафи живет в Германии, влюблен во внучку бывшего иранского премьер-министра Мехди Базаргана, а она влюблена в него. После расстрела «Шарли Эбдо» его песни становятся все яростнее: «Раскольников убил старуху, а я тем же топором убью ангела вдохновения», публика на его концертах уверяет, что в Иране он собирал бы миллионные залы, а его музыканты боятся покушения. Актер и режиссер Тилль Шаудер (он снимался у Тодда Хейнса в сериале «Милдред Пирс») показывает, как музыка становится политическим высказыванием, а страх превращается в ритм.

14 апреля, 22.45


Брагино Клемент Кожитор

Психоделическая драма, сибирский «Твин-Пикс». Где-то в русской глуши живут Брагины, целое семейство: кряжистый патриарх, дети, внуки-ангелочки. Через реку от них живут Килины, которых никогда толком не видно и с которыми у Брагиных идет вечная, выматывающая война. Рано или поздно будет убийство, считает Брагин. Иногда сюда прилетают братки – поохотиться. А самое страшное — дети Брагиных и Килиных играют вместе на одном острове посреди реки. Режиссер Клемент Кожитор и в своем дебютном игровом фильме, «Ни на небе, ни на земле» (2015), участвовавшем в Неделе критики Каннского фестиваля, существовал на границе миров: в одном убивают, в другом — не умирают. И сам говорил, что в его картине Джон Форд встречается с М. Найтом Шьямаланом. «Брагино» можно описать теми же словами.

15 апреля, 12.50


Ткачи Ванг Янг

Умирающий район города, старая ткацкая фабрика, которую вот-вот разрушат, и две семьи, которые вот-вот разрушат сами себя. Главный интерес режиссера Ванг Янга — «социальные изменения в китайском обществе глазами молодого поколения», хотя в «Ткачах» он фокусируется на стариках, всю жизнь проработавших на фабрике. Серый, медленный фильм, по сюжету напоминающий «Город 24» Цзя Чжанкэ, только Ванг Янг подходит гораздо ближе к своим героям. Там, где Чжанкэ просто смотрит, как рушится мир, и иногда подталкивает его, смешивая реальность и выдумку, Ванг Янг честно фиксирует, во что превращаются семейные ценности в наступающем новом времени.

15 апреля, 16.10


Женщина в плену Бернадетт Туза-Риттер

Фильм, в котором наблюдатель с камерой не просто влияет на реальность, как это часто бывает в документальном кино, но превращает объект наблюдения в действующего субъекта, делая героя — героем. Бернадетт Туза-Риттер покупает себе сюжет: ей разрешают в течение трех месяцев снимать жизнь прислуги в частном богатом доме. Ее героиней становится 50-летняя Мариш. Выглядящая на экране глубокой старухой, Мариш уже десять лет работает на хозяйку бесплатно и живет в ее доме фактически в положении рабыни — без документов и связи с внешним миром. Но с появлением камеры история многолетнего абьюза постепенно превращается в историю побега. Туза-Риттер изучала драматургию и визуальную концепцию анимационных фильмов, поэтому все аналогии с Золушкой, злой мачехой и волшебным преображением — неслучайны.

15 апреля, 20.30


Макала Эммануэль Грас

«Макала» на суахили означает «уголь». Медленная производственная драма, призер каннской Недели критики — 2017: молодой конголезец торгует углем, а это означает, что сначала дерево надо срубить, потом сжечь, потом довезти мешки с углем до города, а там уже торговаться с покупателями. Все это снято практически в режиме реального времени — и, собственно, больше в фильме Эммануэля Граса ничего нет. Режиссер вдохновлялся, как ни странно, не рабочими Михаэля Главоггера («Смерть рабочего»), а экзистенциальным путешествием в фильме «Джерри» Гаса Ван Сента.

17 апреля, 18.00


Doker Shorts

Точное время Татьяна Стефаненко

Фильм из короткометражного конкурса о людях, которые настраивают часы в астрономическом институте МГУ. Их аппаратура выглядит как машина времени из советского кино, и каждую неделю их приглашают на концерт — возможно, один и тот же. Режиссер Татьяна Стефаненко окончила Школу документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, это ее дипломная работа, в которой видны все принципы разбежкинско-угаровской школы: точно выверенная дистанция между камерой и героями, мир, который специально поворачивается к режиссеру своей самой непредсказуемой стороной, и время, которое почти во всех фильмах школы оказывается главным героем. Укоризненная фраза «Не будь Куимовым», которую говорит кто-то из героев, вполне может стать мемом.

14 апреля, 16.20


Doker Kids

Малыш Гивен Джесс Бьянки

Самый яркий фильм программы «Кино для всей семьи» рассказывает о шестилетнем Гивене, потомственном серфере, который познает мир вместе со своей семьей. Они путешествуют по разным странам в поисках лучшей волны, вокруг меняются люди, еда, погода, и все это похоже на вечный питерпэновский остров Нетинебудет. Своеобразный National Geographic для тех, кто видит человека как часть природы, и одновременно трогательная детская сказка, которую отец рассказывает сыну, а тот, когда вырастет, перескажет ее своему.

14 апреля, 16.00


Let It Dok!

Теперь мир мой Энн Орен

Введение в дивный новый мир. Герои — фанаты киберзвезды Хацунэ Мику, анимированного персонажа, созданного самими фанатами. Ее концерты — выступление голограммы. Главная героиня, девушка, косплеящая Мику, ходит по Токио, разговаривает с поклонниками, влюбляется и жалуется психоаналитику, что все живут в мире фантазии. Постепенно зритель тоже перестает понимать, что важнее для автора, визуального художника Энн Орен: исследовать границы фантазии или творить ее.

15 апреля, 18.00


Вся лента