Дипломатический скандал заходит в класс

Какие проблемы могут возникнуть у российских студентов в Британии

Более 20 стран мира заявили о высылке российских дипломатов — Россия планирует ответить тем же. Во многих этих странах учатся тысячи российских студентов и школьников. Грозят ли им неприятности из-за дипломатической войны? Об этом — Татьяна Гомозова.

Фото: Hannah McKay, Reuters

Вопрос об учебе за рубежом возник после первого же заявления о высылке российских дипломатов из-за дела Сергея Скрипаля — на такой шаг пошла Великобритания. На прошлой неделе помощник Владимира Путина Андрей Фурсенко сказал, что ухудшение отношений двух стран косвенно, но отразится на образовательной и научной сферах. Как выразился бывший министр образования, «потому что просто по-человечески не хочется дело иметь».

Британское образование — в числе самых популярных у россиян. По данным Independent Schools Council, в школах Соединенного королевства учатся более 50 тыс. иностранцев, около 3 тыс. из них — дети из России. Студенческие визы в Британию в начале прошлого года получили 2,5 тыс. россиян.

Ольга Митькина — советник студентов Лондонского университета по России и СНГ. Сама она окончила юридический факультет, причем поступила в 2007 году — в разгар «дела Литвиненко». По ее ощущениям, тогда наблюдался спад интереса со стороны российских студентов — ожидает она его и сейчас: «Экзамены очные, нужно было приезжать. Мы приезжали, нас было два человека, я и еще одна девочка, больше студентов из России у них на юридическом факультете в тот момент не было. Так прошел 2008 год, так прошел 2009 год, в 2010 году стало человек шесть или восемь».

Исполнительный директор консалтинговой компании Oxfordcrown Ольга Николаева не согласна с этим предположением. Ее фирма организует обучение школьников в Великобритании. По словам госпожи Николаевой, падает не интерес к британскому образованию, а платежеспособность родителей. При этом, говорит она, дипломатический скандал все-таки создает проблемы для тех, кто готов ехать: «Мы в ужасе от того, что происходит. Мы целый год собирались на олимпиаду, чтобы соревноваться с детьми из 21 страны по английскому языку, поэтому для нас это ухудшение отношений с Великобританией — совершенно немыслимая вещь. Мы просто сидим и ждем, что все будет хорошо, и мы все-таки туда поедем».

Глава МИД Великобритании Борис Джонсон уже подчеркнул, что дипломатический кризис не должен отразиться на культурных связях. Тем не менее, отмечает студентка Кембриджа Динара Асадулина, скандал вызвал у нее почти что панику. Динара учится в педагогической магистратуре Кембриджа по стипендии Chevening, которую предоставляет Foreign Office — это около 30 тыс. фунтов за годичную программу: «Нас часто приглашают и на приемы в British Council, как-то мы завязаны с этой дипломатической историей. Но мы получили именное письмо из Министерства иностранных дел, уверяющее нас в том, что отношения России и Великобритании, никак не отразятся на том, как относятся к нам, и что мы для них представляем большую ценность. Но волнения были, когда я открывала письмо, потому что там могло быть и совершенно обратное: пожалуйста, уезжайте, мы не готовы дальше финансировать вас».

Что будет с теми, кто поступает в этом году, пока неясно. Как минимум, из-за высылки британских дипломатов для них увеличится время получения учебных виз. Это, очевидно, коснется и других стран. В первую очередь, США, чье посольство в Москве было сокращено на две трети еще прошлой осенью.

Пока никаких изменений не произошло: в среду Американский центр проводит встречу для всех желающих учиться в коммьюнити-колледжах в США. А Высшая школа экономики, например, в этот понедельник открыла дополнительный прием заявок на участие в программах зарубежных партнеров.

Вся лента