"Москвич" в Нью-Йорке

Путь от Сукина болота до Седьмой авеню

Никита Сергеевич Хрущев обещал показать Америке не только кузькину мать, но и наши советские автомобили. В сентябре 1959 года во время его визита в США обсуждались не только вопросы разоружения, но и поставки малолитражек "Москвич" за океан. Президент Эйзенхауэр тогда заметил, что когда выйдет в отставку, то очень хочет иметь у себя такую машину на ранчо, да и вообще было бы неплохо предложить модель американцам. Хрущев с радостью согласился, и заводу поручили подготовить первую партию "Москвичей" для Америки.

Иван Баранцев Фото Associated Press

Экспортный двухцветный "Москвич-407" поворачивает с Седьмой авеню на 48-ю улицу. Это одно из наиболее оживленных мест Манхэттена - самого престижного района Нью-Йорка, расположенного на одноименном острове. Большая часть острова застроена по прямоугольному плану: вдоль проложены авеню, а поперек - улицы. Автомобили марки "Москвич" выпускались на Московском заводе малолитражных автомобилей, тоже расположенном в историческом районе столицы под названием Сукино болото. До революции на этом месте существовала свалка мусора и нечистот, сюда же сливались и сточные воды. В тридцатые годы здесь построили автомобильный завод, о чем даже была написана книжка "Детройт на Сукином болоте".

За рулем "Москвича" сидит репортер Associated Press Фрэнсис Стилли. Информационное агентство сообщало, что первые партии "Москвичей" ожидаются уже через два месяца. А еще в журнале Modern Mechanix вышла заметка про "Москвичи" под заголовком "Русское железо". Сообщалось, что автодилер из Сиракьюса Роберт Кастл подписал контракт на поставку 10 000 машин, которые будут стоить около $1400. Для сравнения: цена проезжающего сзади седана Cadillac 1957-го модельного года - $4713-5188. В Советском Союзе "Москвич-407" стоил 25 000-27 000 дореформенных рублей, а новые "Кадиллаки" у нас тогда не продавались, и вопрос об их поставках Хрущев и Эйзенхауэр во время своей встречи не обсуждали.

На кинотеатре видна афиша черно-белой драмы Сидни Люмита The Fugitive Kind по пьесе Теннесси Уильямса "Орфей спускается в ад" с Марлоном Брандо и Анной Маньяни в главных ролях. Премьера фильма состоялась 14 апреля 1960 года. Прошло каких-то две недели, и в ад спустился совсем другой персонаж: 1 мая над Свердловском был сбит самолет-разведчик U2, пилотируемый Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. Разразился международный скандал, способствовавший охлаждению отношений между СССР и США. Про экспорт "Москвичей" как-то сразу забыли, хотя еще до инцидента с Пауэрсом министр торговли США объявил, что примет все меры к тому, чтобы никаких советских машин на американском рынке не было.

Вся лента