Россия не признала Бермуды и Арубу

Росавиация требует перепроверки зарубежных самолетов

Авиакомпании РФ обеспокоены попытками Росавиации принудительно перевести иностранные самолеты в отечественный реестр. Сейчас их летную годность страны регистрации — удобные лизинговым компаниям Бермуды, Аруба и Ирландия. Но Росавиация настаивает на том, чтобы самолеты соответствовали и требованиям Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК). Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) опасается, что это замедлит или блокирует поставки новых самолетов (в частности, дальнемагистральных Boeing 777–300ER авиакомпании «Россия») и просит Минтранс повлиять на позицию Росавиации.

АЭВТ попросила замминистра транспорта Александра Юрчика «юридически обязать Росавиацию не превышать полномочия» при внесении воздушных судов в сертификат эксплуатанта авиакомпании (основной документ, дающий право на полеты). В письме президента АЭВТ Владимира Тасуна отмечено, что Росавиация, имея полномочия проверки самолетов для оценки их летной годности, требует от авиакомпаний, чтобы вносимые в сертификат эксплуатации перевозчика самолеты соответствовали и сертификату типа воздушного судна, выдаваемому АР МАК. Но, по мнению АЭВТ, эти требования «неправомерны, избыточны и противоречат» международным соглашениям.

Сертификат летной годности самолету выдают авиавласти государства, где он зарегистрирован. Сейчас в РФ 90% перевозок идут на взятых в лизинг иностранных самолетах, в основном зарегистрированных на Бермудах, в Ирландии, на Арубе (на конец 2017 года — более 650 самолетов). Основной контроль за летной годностью возложен на страны регистрации, с которыми заключены соглашения (ответственность РФ ограничена одобрением линейных станций техобслуживания авиакомпаний).

При этом авиавласти РФ давно обсуждают возможность перевода самолетов в российский реестр, но пока это не удалось: место зарубежной регистрации самолета фиксируется в договорах по требованию зарубежных лизинговых компаний. Владимир Тасун на прошлой неделе, выступая на отраслевой конференции, подчеркнул, что отечественные авиакомпании «не против регистрации самолетов в госреестре РФ», но уходу от регистрации в РФ иностранных самолетов способствуют как экономические, так и юридические причины. По его словам, члены АЭВТ настаивают, что пока в воздушном законодательстве РФ нет четких процедур поддержания летной годности по международным стандартам. Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что авиавласти обозначили стратегический путь перевода эксплуатируемых самолетов в «домашний реестр», но нужно создание эффективной системы поддержания летной годности, которой бы доверяли лизингодатели.

В Минтрансе “Ъ” сообщили, что письмо АЭВТ получено, ответ будет дан «в установленном порядке». В Росавиации на запрос “Ъ” не ответили, в авиакомпаниях не дали комментариев.

По данным “Ъ”, с требованиями Росавиации авиакомпании сталкиваются уже не первый год. В середине 2017 года ведомство разослало телеграмму, потребовав «исключить поставки на эксплуатацию в РФ самолетов, не соответствующих российским сертификатам типа». В АЭВТ считают, что Росавиация тем самым «дала указания не соблюдать международные соглашения» и «не вносит в сертификат эксплуатанта самолеты, соответствующие всем требованиям государства регистрации».

Владимир Тасун пишет, что «под угрозой срыва может оказаться программа полетов АК "Россия"» (входит в группу «Аэрофлот»): она должна получить пять Boeing 777–300ER, но Росавиация требует записать установленную систему нейтрального газа в спецификации сертификата эксплуатанта, хотя государство регистрации самолета того не требует. В письме АЭВТ подчеркивается, что аналогичный самолет был зарегистрирован в сертификате уже прекратившей полеты «ВИМ-Авиа» без такой системы. АЭВТ также указывает, что без регламентированных сроков рассмотрения заявок процесс внесения самолетов в сертификат может затянуться на несколько месяцев. В 2014 году «Когалымавиа» безуспешно судилась с Росавиацией, которая, по мнению истца, затянула сроки внесения в сертификат самолетов А321 и требовала возместить около 130 млн руб. убытков, но суд отклонил иск по формальным причинам.

Елизавета Кузнецова

Вся лента