Уважительный приз

Grammy вручены в шестидесятый раз

В нью-йоркском зале Madison Square Garden прошла 60-я церемония вручения наград Национальной академии звукозаписи США. Россияне впервые за долгое время присутствовали сразу в нескольких номинациях на Grammy. Номинировались альбомы, в записи которых участвовали Дмитрий Хворостовский и Валерий Гергиев, но награда досталась пианисту Даниилу Трифонову. О победителях и проигравших — Борис Барабанов и Сергей Ходнев.

Получившему шесть Grammy Бруно Марсу (справа) есть к чему стремиться: у его старшего коллеги Стинга их шестнадцать

Фото: Getty Images for NARAS

«Я посвящаю эту награду всем, кто делает музыку не ради цифр, не ради количества просмотров на YouTube или мест в чартах» — это цитата из выступления лидера пуэрто-риканской группы Residente Рене Йоглара. Он получил статуэтку в номинации «Лучший латиноамериканский альбом в роке, альтернативе или урбан-музыке». Эту награду вручали во время Premiere Ceremony, которая предшествует основному зрелищу с красной дорожкой и телетрансляцией. На предварительной церемонии раздают премии в большинстве из 84 номинаций, а поп-номинации и главные награды в хип-хопе и кантри оставляют для главного действа, ведущим которого второй год подряд был британский комик Джеймс Корден (именно его скетчи разбавили атмосферу предсказуемого и скучноватого зрелища).

Некоторые артисты даже обижаются на то, что в результате не попадают в трансляцию: например, присутствовавшая в номинации «Лучшая рок-песня» группа Avenged Sevenfold отказалась приезжать на церемонию. Формальной причиной стало расписание их турне: отклонение от маршрута обошлось бы музыкантам в $150 тыс., однако лидер группы дал понять, что дело не только в деньгах. Ситуация, когда рок-номинации не продвигают в главной трансляции, неприемлема и тормозит развитие жанра.

Отказалась выступать и новозеландская певица Лорд, заявленная в одной из главных номинаций — «Альбом года». Она рассчитывала выступить сольно со своей песней, однако организаторы смогли предложить ей только участие в сборном номере — посвящении ушедшему из жизни в прошлом году Тому Петти. Одна из самых ярких молодых поп-звезд (Лорд 21 год) предпочла вообще не петь, нежели поддерживать организаторов в их попытках «упаковать» как можно больше звезд в отведенные для церемонии часы эфира.

В танцевальных номинациях отметили концертный альбом немецких классиков электроники Kraftwerk. Сама философия Kraftwerk состоит в том, что роботы всегда играют одинаково, так что эта награда — скорее дань уважения корифеям. Так было несколько лет назад с Led Zeppelin, которые получили Grammy несмотря на то, что не собираются воссоединяться, а просто выпустили саундтрек к фильму о своем одноразовом реюнионе 2007 года. Еще одна причуда Grammy: в номинации «Лучшее рок-исполнение» выиграл Леонард Коэн с песней «You Want It Darker», которая вышла в виде сингла 21 сентября 2016 года. Несмотря на то что на нынешней церемонии соревновались песни, вышедшие в промежутке с 1 октября 2016 по 30 сентября 2017 года, покойный бард все же был отмечен наградой. Почтили статуэткой и память актрисы Керри Фишер — принцессы Леи из «Звездных войн». Она успела начитать в микрофон свои мемуары, и теперь родственники получили ее Grammy в номинации «Лучший альбом spoken word».

В трех из четырех главных поп-номинаций — «Запись года», «Песня года» и «Альбом года» — победил Бруно Марс. В общей сложности он забрал из Madison Square Garden шесть наград — за каждую из номинаций, в которых был представлен. За бортом остались Чайлдиш Гамбино, Джей-Зи и Кендрик Ламар. В номинации «Лучший новый артист» выиграла канадская певица 21 года от роду Алессия Кара.

На взгляд из-за океана самое яркое событие в классических номинациях — награждение пианиста Даниила Трифонова в номинации «Лучшее классическое инструментальное соло»: российских лауреатов в этой категории не было восемь лет, с 2010 года, когда Grammy получил Евгений Кисин. Листовские этюды, составившие программу альбома «Transcendental», Трифонов исполняет с исключительной виртуозностью, и диск уже успел собрать редкий по нынешним временам урожай хвалебной прессы, так что, несмотря на серьезную конкуренцию, премирование отечественного пианиста выглядит ожидаемо. Однако в этой награде можно увидеть и косвенный реверанс Валерию Гергиеву: именно он, после того как Даниил Трифонов выиграл в 2011 году конкурс Чайковского, очень много сделал для международной карьеры молодого музыканта.

Сам шеф Мариинского театра был номинирован за запись «Золотого петушка» Римского-Корсакова, но в оперной категории победила хьюстонская запись «Воццека» Берга. В симфонической номинации, где награда досталась Пятой симфонии Шостаковича в исполнении Питтсбургского симфонического оркестра, оркестр Валерия Гергиева на сей раз не присутствовал. Соответствующий раздел был полностью укомплектован работами симфонических коллективов со всей Америки — протекционизм, да, однако, поучительный, если посмотреть на сложный и разнообразный репертуар, который исполняют все эти оркестры далеко не всегда центрального значения.

Дмитрий Хворостовский был посмертно номинирован за запись «Отчалившей Руси» Георгия Свиридова — но, увы, в классической музыке такие номинации нечасто приносят награды: четыре года назад на Grammy похожим образом претендовал последний альбом покойного Клаудио Аббадо, так ничего и не получивший. В итоге за «Лучшее вокальное соло» премия досталась альбому сопрано Барбары Ханниган с красноречивым названием «Crazy Girl Crazy», где артистка исполняет музыку Берга, Лучано Берио и Гершвина не только как певица, но и дирижер.

Среди русских фамилий, прозвучавших на церемонии, была и фамилия «Путин». Композитор Рэнди Ньюман получил приз как лучший аранжировщик за собственную песню «Putin», вошедшую в альбом «Dark Matter». Господин Ньюман написал на бравурную мелодию ироничный текст, в центре которого — человек, который, судя по всему, его по-настоящему впечатляет и о котором он на самом деле не знает, что и думать.

Вся лента