«Мы сами не знаем, куда идем»

Дмитрий Дризе — о том, почему из России уезжают профессионалы

«Такой дурости не было даже при советских идиотах», — так музыкант Борис Гребенщиков оценил современные российские реалии. Ранее Герман Греф на Гайдаровском форуме сетовал на дефицит специалистов и на то, что России будет сложно стать глобальной технологичной державой. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что чиновники не знают, куда идет страна, и это чревато хаосом.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

У Бориса Гребенщикова спросили, не считает ли он, что нынешняя Россия возвращается обратно в Советский Союз. Ответ был такой: «Ситуация значительно глубже и хуже. Такой дурости, как сейчас, не было даже при самых (больших) советских идиотах. Мы достигли дна и стремительно движемся дальше». Собственно, на этом можно было бы и закончить, потому что фраза гениальная и в комментариях не нуждается. Тем не менее, можно добавить фактуры. Во-первых, Борис Гребенщиков знает, о чем говорит, поскольку пик его творчества пришелся на самые что ни на есть застойные годы. И с советскими идиотами, которые регулировали тогда культуру и не только, он сталкивался лично и не однократно.

А во-вторых — что касается оценок действительности — можно еще добавить выступление Германа Грефа на Гайдаровском форуме. Глава Сбербанка говорил о том, что в стране катастрофически не хватает профессионалов — они уезжают за рубеж. Россия из-за этого имеет совсем небольшие шансы стать глобальным технологическим лидером, современным государством с гибкой экономикой.

Почему же уезжают профессионалы? Ответ дает Борис Гребенщиков: из-за дурости, которая сейчас хуже, чем в СССР. Тогда хоть была идеология и упомянутый президентом кодекс строителя коммунизма. По крайней мере, тогдашние руководители знали, куда идет страна, что им делать, где наше и где не наше. Какая культура своя, пролетарская, а какая — чуждая. Была цензура, но были правила. Сейчас же все смешалось, и ситуация абсолютно непредсказуема — не знаешь, чего ждать и откуда может, что называется, прилететь.

Сложно было представить, что в XXI веке в опалу могут попасть детские книжки — например, «Приключения Чиполлино» или «Сказка о попе и его работнике Балде». А метание мочи на известной фотовыставке? А история с «Матильдой»? «Руки прочь от святого Николая II» — сказал бы кто-нибудь такое году эдак в 1970-м советским идеологам, трудно представить, что бы с ним было.

2018 год начинается с большого скандала с фильмом «Смерть Сталина». Мы идем к тому, что на экранах останется только патриотическое кино. Причем не просто патриотическое, а определенной направленности — как мы победили проклятых американцев и других наших недругов. Так что самая главная проблема в том, что мы сами не знаем, куда идем. И поэтому профессионалам лучше на Западе, каким бы ужасным ни рисовала его современная пропаганда.

Вся лента