Фудтех теснит ресторанный бизнес

Как развиваются сервисы по заказу еды

Сервисы по доставке еды теснят рестораны: один из главных трендов уходящего года — повсеместное распространение так называемого «фудтеха». Представители среднего класса все чаще заказывают ужины домой или в офис и все реже самостоятельно ходят за продуктами или в места общепита. С чем связана популярность сервисов по доставке еды, и как меняется рынок общепита? Об этом — Анастасия Ройзман и Лилия Пономарева.

Фото: Ирэн Майорова, Коммерсантъ

На рынке общепита в этом году случился буквально переворот. Посещаемость ресторанов, по данным исследования РБК, снизилась на 7%. И речь идет не только о дорогих местах, но даже о заведениях, где продается фастфуд. Одновременно с этим популярность сервисов по заказу еды увеличилась аж на 17%. По прогнозам аналитиков, объем рынка фудтеха в этом году превысит 100 млрд руб.

Конкуренция здесь огромна. Некоторые компании предлагают доставку еды из любимых ресторанов, другие — готовят блюда по индивидуальному запросу. Один из самых быстрорастущих сегментов — так называемые «продуктовые конструкторы»: заходите на сайт, оформляете подписку и в начале каждой недели получаете наборы с ингредиентами и рецептами. Результат — вкусный домашний ужин без мучительного хождения по рынкам и супермаркетам.

Помимо экономии времени, такие сервисы экономят и деньги, отметила основатель компании Elementaree Ольга Зиновьева: «Изначально это, конечно, про время, потому что, например, в молодых семьях все чаще понимают, что жена не должна проводить все свое время на кухне и готовить на всех, а лучше делать это быстро и весело. Второй фактор — это, конечно, выгода, потому что, согласно статистике, 30% еды — той, которую люди покупают в супермаркете, выбрасывается. Сервисы же позволяют сделать так, чтобы вы покупали только то, что нужно. Также они исключают фактор импульсивных покупок, потому что ни для кого не секрет, что 20% чека — это то, что вы покупать не планировали, но в итоге положили в корзину».

Подобные сервисы предлагают разные виды меню — семейное, постное, вегетарианское, фитнес и даже праздничное. Есть варианты для разных кошельков — от бюджетных наборов до премиальных, в последнем вы можете обнаружить, например, тигровые креветки, трюфели и дорогие вина. В некоторых компаниях есть опция составления индивидуального меню. В таком случае будут учтены как ваши вкусовые предпочтения, так и, к примеру, наличие аллергии или непереносимости того или иного продукта. Игроки рынка шутят, что вскоре при оформлении заказа будут требовать ДНК клиента и составлять еще более релевантные продуктовые наборы. Они также уверены, что с каждым годом ресторанов в России будет становиться все меньше и их рентабельность упадет, а популярность сервисов по доставке еды продолжит расти.

С таким прогнозом не согласен вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. По его мнению, для многих россиян поход в ресторан — важный ритуал: «Есть все-таки некоторое различие в том, чтобы прийти куда-то с друзьями и провести время в шумном, веселом месте с отличной компанией, и сделать то же самое дома, заказав еду из ресторана. То, что развиваются сервисы, — это правда. Но я сомневаюсь в том, что они в состоянии полностью заменить собой рынок ресторанов, кафе и баров. Люди же не перестали ходить в торговые центры из-за того, что появились онлайн-магазины. Не каждый пользователь Сети готов есть пластиковой вилкой или ложкой из пластиковой упаковки».

Возникает вопрос, будут ли и сервисы по доставке напитков развиваться по такой же схеме. Например, если ты сидишь дома и тебе вдруг захотелось коктейль, то не идешь в бар, а просто заказываешь мохито на дом?

На этой неделе стало известно, что компания «Яндекс» покупает сервис по доставке еды Foodfox. А Mail.ru Group, кстати, не так давно приобрела сервис ZakaZaka.

Вся лента